09.06.2018 02:07, Дом Бака
Продолжаем публикацию воспоминаний Феликса Браславского.
Квартира, в которой поселилась его семья, примечательна тем, что примерно с 1931 года до эвакуации в 1941 году в ней жил литератор Анатолий Мариенгоф с женой Анной Борисовной Никритиной, заслуженной артисткой из БДТ и сыном Кириллом.
Феликс вспоминает восьмиугольную комнату площадью 31 кв.м. с окном во двор, роскошный наборный паркет с фрагментами из черного дерева, богатую лепнину на потолке в форме овала и двух маленьких пухленьких мальчиков, которые поддерживали роскошную люстру в этой восьмиугольной комнате. Это была самая большая комната в кв.37, именно тут до войны в гостях у Мариенгофов бывали неоднократно композитор Дмитрий Шостакович, Галина Уланова с мужем Юрием Завадским, писатель Михаил Зощенко, актер Василий Качалов и многие другие. Мариенгоф, по мнению Феликса, немного изменил оригинальную планировку квартиры. Время было неспокойное и Мариенгоф обил входную дверь своей кв.37 толстым железом изнутри и поставил восемь (!!!) задвижек на дверь от пола до самого верха двери. В 1944 году при заселении семьи Браславских в кв.37 были хорошо видны следы топора недалеко от входа в восьмиугольную комнату, вероятно, в блокаду тут рубили дрова для буржуйки. В кв.37 был роскошный камин из белого мрамора, низ камина обрамляла красивая бронзовая решетка. Феликс тайком брал у отчима привезенные с японского фронта трофейные японские сигареты и курил, засунув голову в камин. Феликс бывал во многих квартирах в своей парадной и говорит о том, что в их кв.37 на 3м этаже камин был единственным во всей парадной, т.е. выше и ниже каминов не было. Получается, что от их камина на 3м этаже шел отдельный дымоход на крышу через 4,5,6 этажи, т.к. вытяжка была хорошей и Феликсу долгое время удавалось скрывать факты своего курения в квартире.
"...а под ванной у нас были крысы. Моя Мурка была первой кошкой в доме, кошек после войны в городе не было...Мурка ночью отгрызала голову крысам: утром голова в одной стороне, крыса в другой...а что делать?) Представляешь, СКОЛЬКО там крыс.... Во дворе с войны остались просто горы мусора, зимой мы с этих гор катались на санках... А летом иногда весь двор внизу был весь серый от обилия крыс, которые рылись в этом мусоре..."
В квартире 37 в 1944 г. не было никакой мебели вообще и мама Феликса покупала разную, в основном, старинную мебель в комиссионках и на распродажах. После войны мебель была не очень дорогая, продукты ценились дороже...На некоторых предметах мебели Феликс позже находил надписи в укромных местах типа: "Собственность Его Императорского Величества". В квартире было 2 туалета, на каждом, вероятно оригинальном английском унитазе-ровеснике дома была синяя надпись: (за точность первого слова не ручаюсь пишу на слух) BOULTON VASE. Двери были хорошие, но в квартирах фасадной части дома двери были конечно побогаче.
К их парадной вела дорожка шириной около метра из плитки в рубчик цвета яркой охры, по бокам дорожка имела металлическое обрамление. У входа в парадную дорожка плавно расширялась, образуя довольно большую площадку. Позднее вся эта красивая дорожка была варварски закатана в асфальт. Феликс вспоминает, что когда они поселились в кв.37, в дальней комнате (где до войны вероятно от несчастной любви повесился Кирилл Мариенгоф) "...жила уже тяжело больная вдова дворника Адама Гузовского, который умер в блокаду. После войны вернулся с фронта ее больной туберкулезом сын, Виктор Адамович Гузовский, в войну- авиационный механик и просто мастер на все руки. После войны он работал инженером-электриком напротив Таврического сада,в институте усовершенствования врачей на Кирочной 41 и в 1947 году САМ,своими руками сделал первый в доме телевизор! Все соседи ходили к ним в их туберкулезную комнату его смотреть." Возможно там Галя Браславская, старшая сестра Феликса и заразилась туберкулезом, который у нее проявился годы спустя, ей отрезали одно легкое. "...Она, как и я,как и многие жильцы дома, училась в 203й школе на Кирочной 8, потом выучилась на педиатра и примерно в 1957 г. уехала с мужем Иваном в Сибирь по распределению. "
Во дворе мальчишки играли на деньги в две игры:
1. Общеизвестный Пристенок. Первый игрок кидает монету в стенку и она отскакивает на землю. Второй игрок потом кидает свою монету так, чтобы она после отскока от стены упала максимально близко к монете первого игрока. И если второй игрок, максимально растопырив пальцы, доставал монету первого игрока, то обе монеты забирал себе.
2. Для второй игры монеты складывались в столбик, ударялись сверху самодельной свинцовой битой, после чего монеты разлетались, часть монет лежало кверху орлом, часть решкой. Ударявший битой кричал ключевую фразу "ЧХА, с орлом, со сбором!" и забирал все, что кверху орлом.
Местные несознательные пацаны, чтоб найти свинец для биты (для игры номер два) вскоре после войны разобрали практически все нижние части витражей, чтоб добыть дефицитный свинец из прожилок и потом растопить его на огне и отлить вожделенную биту. По словам Феликса, витражи были лишь в парадных 1, 2 и у них.
Феликс вспоминает: "О, Витражи! Остались лишь вверху, где шаловливым ручонкам было не достать!
...Ручки дверные .... с улицы, ты не представляешь, какая была красота! ВСЕ унесли! Бронза! (показывает руками полуметровый размер и форму ручки буквой S). В середине каждой дверной ручки парадной были вставки из африканского черного дерева! И когда дворники перестали дежурить по ночам, т.е. убрали дворников...вот тогда все и унесли...Сколько ручек! Снаружи две...и еще двойные двери..двери огромные черные...убиться можно! "
Касательно фото козырьков парадной: "...мы тут сидели часто на улице...солнце нагревало, а это все гранит, камень...мы с помощью увеличит. стекла что-нибудь жгли...Детство!
Здесь около входа в парадную ступенька шла, тут сидел дворник в переднике...это была фантастика!
А вот ручек нет! И таких ручек нигде уже не достанешь! Двери были черного цвета! А потом белый мрамор в парадной...
Люстры утащили в парадной! Люстры тоже были! Высоко... и надо было огромную стремянку...притащить, залезть, это как бы на 2м этаже люстра висит...забрались туда...Все обокрали! Ужас! "
На верхней галерее некоторые мальчишки, Феликс, Гена Маркович и др. после войны учились боксировать, у них были даже боксерские перчатки. Время было тяжелое и боксерские навыки Феликсу часто приходилось применять.
Примерно в 1968 году Феликс, выходя утром из квартиры, обнаружил труп неизвестного мужчины (не жильца дома) между 1м и 2м этажом. Убийцу нашли быстро, им оказался один из жильцов дома.
"...Труп сидел, он его как-то приложил, я подумал, может просто пьяный? И я просто на него наткнулся, я выходил из дома, а он между 1м и 2м этажом посадил его, слева по ходу... ".
Феликс помнит фамилии многих соседей: Вагановых из кв. 44, Гордеевых и Марасановых из кв.41, "...тут ниже нас (в кв.35) жил Кукушкин, он немного старше меня был, потом он был осветителем в театре на Литейном... Еще одна семья Кукушкиных жила в подвале, я один раз ушел из дома, ночевал у них и после этого заболел вероятно от переохлаждения . Над нами в кв.39 жил армянин Калашников, он был полуподпольным гинекологом и венерологом, принимал на дому, жена у него была доктор мед. наук."
К юбилею Феликса близкие родственники подготовили о нем статью в Википедии, пока она находится в инкубаторе на модерации: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%BA%D1%83%D0%B1%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80:%D0%A4%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D1%81_%D0%93%D0%B5%D1%80%D1%88%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87_%D0%91%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9#%D0%A1%D1%81%D1%8B%D0%BB%D0%BA%D0%B8
Огромное спасибо Феликсу Гершевичу Браславскому за его воспоминания, многие моменты мы слышим впервые, желаем ему здоровья, счастья и долгих лет жизни.
Автор Юрий Владимиров
#домбака #кирочная24 #жителидома #воздушныегалереи #любимыйдом #доходныйдом #историядома

Инкубатор:Феликс Гершевич Браславский — Википедия