17.03.2018 21:18, НЕИЗВЕСТНЫЙ ПЕТЕРБУРГ. Авторский проект
Перила Дома Бака глазами специалиста по истории архитектуры. Спасибо профессору Сергею Никоненко за подробный анализ. Ах, если бы можно было обязать его изучить сотрудников ЖКС-1, чтоб хоть знали, что ломают. Но им не осилить. А вот нам - очень интересно.
#Кирочная24 #домбака #галереяисторий #любимыйдом #модерн #ковка #перила


Перила доходного дома Ю. Бака (Кирочная ул., 24; Б. Гиршович, 1904-1905). Описание и разбор стилевых особенностей после резонансного разрушения части перил.
Все, кто хоть раз посетили парадные дома Бака, восхищались высоко художественными коваными перилами лестницы. Однако в литературе до сих пор нет подробного архитектурного описания этого важнейшего элемента убранства парадной. Восполним этот пробел и опишем перила лицевых парадных. Сначала мы опишем сами перила, затем поставим вопрос о стилевой принадлежности.
Начнем с "жесткой структуры" перил. По своему типу перила секционного типа: большие и малые секции равномерно сменяют друг друга. Не сразу бросается в глаза, но основа перил создана по принципу строгого рационализма. Две пары горизонтальных прутьев и пара вертикальных прутьев образуют прочную несущую конструкцию перил.
Кованый декор является заполнением пространств между несущими прутьями.
Сначала обратимся к малым секциям. Относительно небольшое пространство заполнено композицией из двух криволинейных завитков (по форме напоминающих астрологический символ знака овна), соединенных вертикальными прутьями. В центре композиции мы видим стилизованный цветок с шестью лепестками. Заметим, что в архитектуре поздней эклектики и модерна цветы зачастую носили фантастический характер и не были изображениями реальных цветов. Поэтому порой весьма непросто применить к цветам перил и лепнины ботаническую терминологию. Можно только предположить, что цветок в центре малой секции больше всего напоминает маргаритку. Зато хорошо узнаваемые цветы, помещенные в верхней и нижней частях малой секции. Это тюльпаны, которые, кстати, также стилизованы. Как животные в геральдике меняют свои природные формы, так и цветы на кованых перилах порой выглядят не так, как настоящие тюльпаны, розы, маки и т.д. Своими лепестками тюльпаны упираются в горизонтальные прутья. Нижние тюльпаны имеют, к тому же, извивающийся "пестик". Здесь проявляется творческая фантазия; ведь у реальных тюльпанов таких пестиков нет.
Обратимся к большой секции, играющей в композиции подчеркнуто доминирующую роль. При осмотре перил глаз замечает, прежде всего, декор больших секций, и лишь потом всё остальное.
Художественная ковка заполняет довольно значительное (для этого материала) вытянутое в длину пространство. Две параллельных криволинейных линии, причудливо изгибаясь, образуют два завитка, в которые помещены те же цветы, что и в малых секциях (только меньшего размера). Криволинейные линии, собственно говоря, являются декоративными "стеблями", на которых помещены столь же стилизованные ветви, листья и цветы. Тем самым, перила словно "цветут", "растут", воплощая в себе "живой" образ реальной флоры. Тем более, что криволинейные формы по самой своей природе свойственны живой природе.
Особенно интересны кованые листья нескольких форм и очертаний. Два крупных вытянутых листа прорисованы в изогнутом положении. Они находятся во взаимной гармонии по облику и размерам. К тому же, левый лист загибается внутрь, а правый - наружу. Тем самым, возникает интересная игра противоположных положений. Между большими листьями помещены малые листья, которые причудливо отходят от стеблей. Они служат не только красоте, но и заполняют собой бреши, пустые участки.
В угловых частях от больших стеблей отходят малые, которые причудливо изгибаются. Они более закручены, напряжены, нежели два основных протяженных стебля. При этом, что особо интересно, угловые стебли и листья свободно пересекают горизонтальные прутья. Они распространяют целостность композиции и на узкие пространства верхних и нижних частей.
Наконец, мы видим четыре дополнительных детали, которые усиливают цветущую сложность перильных секций. Две овальные вставки соединяют большие криволинейные стебли. В верхней и нижней малых частях по центру присутствуют отдельные малые вставки в виде криволинейных стеблей и листьев.
Усложненный рисунок перил при восприятии вызывает у зрителя ощущение сложности, перегруженности, избыточности, неуловимости, которое, однако, тщательно спланировано зодчим.
Здесь возникает вопрос о стилевой принадлежности перил. Обычно их относят к модерну (как и весь декор дома), что не совсем верно. Основа этих перил, вне всякого сомнения, эклектическая. Цветочные кованые орнаменты, фантастические цветы и стебли характерны для поздней эклектики - направления, в котором сформировалась творческая манера Гиршовича.
Здесь также присутствует тонкий и творческий эклектизм, свойственный именно Гиршовичу, который обращается к историческим архитектурным формам барокко и рококо. По своему рисунку перила ближе всего именно к рокайльным формам. Пышность, криволинейность, утонченное изящество характерны именно для этого стиля XVIII века. Изгибы стеблей, волюты, завитки являются не прямыми копиями, но творческими интерпретациями лепнины и ковки таких известных сооружений стиля рококо, как Отель Субиз в Париже или Китайский дворец в Ораниенбауме. В дальнейшем мы приведем исторические параллели между формами декора дворцов рококо и перилами дома Бака.
Рокайльные формы перил не лишены строгого рационализма, академической обработки, свойственной эклектике. К тому же, Гиршович чутко отнесся к новым веяниям, применив и некоторые приемы модерна. В принципе, можно увидеть в цветущих формах и криволинейных стеблях перил "модерн". Но тут следует сделать такую важную оговорку, что "модерн Гиршовича" концептуально и визуально совпадает с декором эклектики и рококо. Модерновая составляющая не является чем-то контрастирующим эклектике, а, наоборот, развивает и дополняет эклектическую основу.
Перила дома Бака творчески развивают и дополняют перила более ранних домов Гиршовича, для которых также были характерны секции с заполнениями из кованых прутьев и цветов (Ул. Чайковского, 24, 38 и 61; ул. Писарева, 5 и др.)
К тому же, не стоит забывать, что перила задуманы как один из элементов целостного интерьера. В подобной стилевой манере выполнены витражи, лепнина, резьба дверей. Вместе взятые, они образуют единый ансамбль, дополненный широкой мраморной лестницей, керамической плиткой, входами на галереи. Свойственная рококо идея роскоши, мажорного и легкого веселья, вечной жизнерадостности присущи интерьерам парадных дома Бака.
Современная история перил довольно непроста. В апреле 2017 г. перила одной из парадных были отмыты жильцами и волонтерами на акции "Отмоем дом Бака". Однако на этой неделе произошла намеренная порча перил дома, вызванная непрофессионализмом и преступной халатностью сотрудников ЖКС-1. Об этом в репортаже группы "Кирочная 24" (оттуда взяты и фото 1 и 2 перил): https://dombaka.ru/history.html?page=#58250597_5754
Скандал только разгорается. И вандалам от всяких ЖКС-1 нельзя дать никакого спуску. Будем поддерживать инициативную группу жильцов, которая стремится добиться восстановления поврежденного участка перил.
Возможная реставрация перил вызывает много вопросов. В настоящий момент, к сожалению, такие работы проводятся с явным браком, искажениями и неточностями. Будем надеяться, что жильцы и посетители дома Бака будут относиться к уникальным кованым перилам, не так как сотрудники всяких ЖКС или дикие вандалы, а как к музейным экспонатам, какими они, на наш взгляд, вполне достойны быть.
В заключение отметим, что ценители дома Бака имеют возможность 25 марта осмотреть другие пять зданий зодчего Гиршовича в Литейной части, воочию увидев более ранние художественные перила мастера, а также посетить уникальные интерьеры. Анонс экскурсии смотрите на стене Неизвестного Петербурга 19 марта.