17.03.2018 21:18, НЕИЗВЕСТНЫЙ ПЕТЕРБУРГ. Авторский проект
Перила Дома Бака глазами специалиста по истории архитектуры. Спасибо профессору Сергею Никоненко за подробный анализ. Ах, если бы можно было обязать его изучить сотрудников ЖКС-1, чтоб хоть знали, что ломают. Но им не осилить. А вот нам - очень интересно.#Кирочная24 #домбака #галереяисторий #любимыйдом #модерн #ковка #перила
Перила доходного дома Ю. Бака (Кирочная ул., 24; Б. Гиршович, 1904-1905). Описание и разбор стилевых особенностей после резонансного разрушения части перил.Все, кто хоть раз посетили парадные дома Бака, восхищались высоко художественными коваными перилами лестницы. Однако в литературе до сих пор нет подробного архитектурного описания этого важнейшего элемента убранства парадной. Восполним этот пробел и опишем перила лицевых парадных. Сначала мы опишем сами перила, затем поставим вопрос о стилевой принадлежности.Начнем с "жесткой структуры" перил. По своему типу перила секционного типа: большие и малые секции равномерно сменяют друг друга. Не сразу бросается в глаза, но основа перил создана по принципу строгого рационализма. Две пары горизонтальных прутьев и пара вертикальных прутьев образуют прочную несущую конструкцию перил.Кованый декор является заполнением пространств между несущими прутьями.Сначала обратимся к малым секциям. Относительно небольшое пространство заполнено композицией из двух криволинейных завитков (по форме напоминающих астрологический символ знака овна), соединенных вертикальными прутьями. В центре композиции мы видим стилизованный цветок с шестью лепестками. Заметим, что в архитектуре поздней эклектики и модерна цветы зачастую носили фантастический характер и не были изображениями реальных цветов. Поэтому порой весьма непросто применить к цветам перил и лепнины ботаническую терминологию. Можно только предположить, что цветок в центре малой секции больше всего напоминает маргаритку. Зато хорошо узнаваемые цветы, помещенные в верхней и нижней частях малой секции. Это тюльпаны, которые, кстати, также стилизованы. Как животные в геральдике меняют свои природные формы, так и цветы на кованых перилах порой выглядят не так, как настоящие тюльпаны, розы, маки и т.д. Своими лепестками тюльпаны упираются в горизонтальные прутья. Нижние тюльпаны имеют, к тому же, извивающийся "пестик". Здесь проявляется творческая фантазия; ведь у реальных тюльпанов таких пестиков нет.Обратимся к большой секции, играющей в композиции подчеркнуто доминирующую роль. При осмотре перил глаз замечает, прежде всего, декор больших секций, и лишь потом всё остальное.Художественная ковка заполняет довольно значительное (для этого материала) вытянутое в длину пространство. Две параллельных криволинейных линии, причудливо изгибаясь, образуют два завитка, в которые помещены те же цветы, что и в малых секциях (только меньшего размера). Криволинейные линии, собственно говоря, являются декоративными "стеблями", на которых помещены столь же стилизованные ветви, листья и цветы. Тем самым, перила словно "цветут", "растут", воплощая в себе "живой" образ реальной флоры. Тем более, что криволинейные формы по самой своей природе свойственны живой природе.Особенно интересны кованые листья нескольких форм и очертаний. Два крупных вытянутых листа прорисованы в изогнутом положении. Они находятся во взаимной гармонии по облику и размерам. К тому же, левый лист загибается внутрь, а правый - наружу. Тем самым, возникает интересная игра противоположных положений. Между большими листьями помещены малые листья, которые причудливо отходят от стеблей. Они служат не только красоте, но и заполняют собой бреши, пустые участки.В угловых частях от больших стеблей отходят малые, которые причудливо изгибаются. Они более закручены, напряжены, нежели два основных протяженных стебля. При этом, что особо интересно, угловые стебли и листья свободно пересекают горизонтальные прутья. Они распространяют целостность композиции и на узкие пространства верхних и нижних частей.Наконец, мы видим четыре дополнительных детали, которые усиливают цветущую сложность перильных секций. Две овальные вставки соединяют большие криволинейные стебли. В верхней и нижней малых частях по центру присутствуют отдельные малые вставки в виде криволинейных стеблей и листьев.Усложненный рисунок перил при восприятии вызывает у зрителя ощущение сложности, перегруженности, избыточности, неуловимости, которое, однако, тщательно спланировано зодчим.Здесь возникает вопрос о стилевой принадлежности перил. Обычно их относят к модерну (как и весь декор дома), что не совсем верно. Основа этих перил, вне всякого сомнения, эклектическая. Цветочные кованые орнаменты, фантастические цветы и стебли характерны для поздней эклектики - направления, в котором сформировалась творческая манера Гиршовича.Здесь также присутствует тонкий и творческий эклектизм, свойственный именно Гиршовичу, который обращается к историческим архитектурным формам барокко и рококо. По своему рисунку перила ближе всего именно к рокайльным формам. Пышность, криволинейность, утонченное изящество характерны именно для этого стиля XVIII века. Изгибы стеблей, волюты, завитки являются не прямыми копиями, но творческими интерпретациями лепнины и ковки таких известных сооружений стиля рококо, как Отель Субиз в Париже или Китайский дворец в Ораниенбауме. В дальнейшем мы приведем исторические параллели между формами декора дворцов рококо и перилами дома Бака.Рокайльные формы перил не лишены строгого рационализма, академической обработки, свойственной эклектике. К тому же, Гиршович чутко отнесся к новым веяниям, применив и некоторые приемы модерна. В принципе, можно увидеть в цветущих формах и криволинейных стеблях перил "модерн". Но тут следует сделать такую важную оговорку, что "модерн Гиршовича" концептуально и визуально совпадает с декором эклектики и рококо. Модерновая составляющая не является чем-то контрастирующим эклектике, а, наоборот, развивает и дополняет эклектическую основу.Перила дома Бака творчески развивают и дополняют перила более ранних домов Гиршовича, для которых также были характерны секции с заполнениями из кованых прутьев и цветов (Ул. Чайковского, 24, 38 и 61; ул. Писарева, 5 и др.)К тому же, не стоит забывать, что перила задуманы как один из элементов целостного интерьера. В подобной стилевой манере выполнены витражи, лепнина, резьба дверей. Вместе взятые, они образуют единый ансамбль, дополненный широкой мраморной лестницей, керамической плиткой, входами на галереи. Свойственная рококо идея роскоши, мажорного и легкого веселья, вечной жизнерадостности присущи интерьерам парадных дома Бака.Современная история перил довольно непроста. В апреле 2017 г. перила одной из парадных были отмыты жильцами и волонтерами на акции "Отмоем дом Бака". Однако на этой неделе произошла намеренная порча перил дома, вызванная непрофессионализмом и преступной халатностью сотрудников ЖКС-1. Об этом в репортаже группы "Кирочная 24" (оттуда взяты и фото 1 и 2 перил): https://dombaka.ru/history.html?page=#58250597_5754Скандал только разгорается. И вандалам от всяких ЖКС-1 нельзя дать никакого спуску. Будем поддерживать инициативную группу жильцов, которая стремится добиться восстановления поврежденного участка перил.Возможная реставрация перил вызывает много вопросов. В настоящий момент, к сожалению, такие работы проводятся с явным браком, искажениями и неточностями. Будем надеяться, что жильцы и посетители дома Бака будут относиться к уникальным кованым перилам, не так как сотрудники всяких ЖКС или дикие вандалы, а как к музейным экспонатам, какими они, на наш взгляд, вполне достойны быть.В заключение отметим, что ценители дома Бака имеют возможность 25 марта осмотреть другие пять зданий зодчего Гиршовича в Литейной части, воочию увидев более ранние художественные перила мастера, а также посетить уникальные интерьеры. Анонс экскурсии смотрите на стене Неизвестного Петербурга 19 марта.
Перила доходного дома Ю. Бака (Кирочная ул., 24; Б. Гиршович, 1904-1905). Описание и разбор стилевых особенностей после резонансного разрушения части перил.Все, кто хоть раз посетили парадные дома Бака, восхищались высоко художественными коваными перилами лестницы. Однако в литературе до сих пор нет подробного архитектурного описания этого важнейшего элемента убранства парадной. Восполним этот пробел и опишем перила лицевых парадных. Сначала мы опишем сами перила, затем поставим вопрос о стилевой принадлежности.Начнем с "жесткой структуры" перил. По своему типу перила секционного типа: большие и малые секции равномерно сменяют друг друга. Не сразу бросается в глаза, но основа перил создана по принципу строгого рационализма. Две пары горизонтальных прутьев и пара вертикальных прутьев образуют прочную несущую конструкцию перил.Кованый декор является заполнением пространств между несущими прутьями.Сначала обратимся к малым секциям. Относительно небольшое пространство заполнено композицией из двух криволинейных завитков (по форме напоминающих астрологический символ знака овна), соединенных вертикальными прутьями. В центре композиции мы видим стилизованный цветок с шестью лепестками. Заметим, что в архитектуре поздней эклектики и модерна цветы зачастую носили фантастический характер и не были изображениями реальных цветов. Поэтому порой весьма непросто применить к цветам перил и лепнины ботаническую терминологию. Можно только предположить, что цветок в центре малой секции больше всего напоминает маргаритку. Зато хорошо узнаваемые цветы, помещенные в верхней и нижней частях малой секции. Это тюльпаны, которые, кстати, также стилизованы. Как животные в геральдике меняют свои природные формы, так и цветы на кованых перилах порой выглядят не так, как настоящие тюльпаны, розы, маки и т.д. Своими лепестками тюльпаны упираются в горизонтальные прутья. Нижние тюльпаны имеют, к тому же, извивающийся "пестик". Здесь проявляется творческая фантазия; ведь у реальных тюльпанов таких пестиков нет.Обратимся к большой секции, играющей в композиции подчеркнуто доминирующую роль. При осмотре перил глаз замечает, прежде всего, декор больших секций, и лишь потом всё остальное.Художественная ковка заполняет довольно значительное (для этого материала) вытянутое в длину пространство. Две параллельных криволинейных линии, причудливо изгибаясь, образуют два завитка, в которые помещены те же цветы, что и в малых секциях (только меньшего размера). Криволинейные линии, собственно говоря, являются декоративными "стеблями", на которых помещены столь же стилизованные ветви, листья и цветы. Тем самым, перила словно "цветут", "растут", воплощая в себе "живой" образ реальной флоры. Тем более, что криволинейные формы по самой своей природе свойственны живой природе.Особенно интересны кованые листья нескольких форм и очертаний. Два крупных вытянутых листа прорисованы в изогнутом положении. Они находятся во взаимной гармонии по облику и размерам. К тому же, левый лист загибается внутрь, а правый - наружу. Тем самым, возникает интересная игра противоположных положений. Между большими листьями помещены малые листья, которые причудливо отходят от стеблей. Они служат не только красоте, но и заполняют собой бреши, пустые участки.В угловых частях от больших стеблей отходят малые, которые причудливо изгибаются. Они более закручены, напряжены, нежели два основных протяженных стебля. При этом, что особо интересно, угловые стебли и листья свободно пересекают горизонтальные прутья. Они распространяют целостность композиции и на узкие пространства верхних и нижних частей.Наконец, мы видим четыре дополнительных детали, которые усиливают цветущую сложность перильных секций. Две овальные вставки соединяют большие криволинейные стебли. В верхней и нижней малых частях по центру присутствуют отдельные малые вставки в виде криволинейных стеблей и листьев.Усложненный рисунок перил при восприятии вызывает у зрителя ощущение сложности, перегруженности, избыточности, неуловимости, которое, однако, тщательно спланировано зодчим.Здесь возникает вопрос о стилевой принадлежности перил. Обычно их относят к модерну (как и весь декор дома), что не совсем верно. Основа этих перил, вне всякого сомнения, эклектическая. Цветочные кованые орнаменты, фантастические цветы и стебли характерны для поздней эклектики - направления, в котором сформировалась творческая манера Гиршовича.Здесь также присутствует тонкий и творческий эклектизм, свойственный именно Гиршовичу, который обращается к историческим архитектурным формам барокко и рококо. По своему рисунку перила ближе всего именно к рокайльным формам. Пышность, криволинейность, утонченное изящество характерны именно для этого стиля XVIII века. Изгибы стеблей, волюты, завитки являются не прямыми копиями, но творческими интерпретациями лепнины и ковки таких известных сооружений стиля рококо, как Отель Субиз в Париже или Китайский дворец в Ораниенбауме. В дальнейшем мы приведем исторические параллели между формами декора дворцов рококо и перилами дома Бака.Рокайльные формы перил не лишены строгого рационализма, академической обработки, свойственной эклектике. К тому же, Гиршович чутко отнесся к новым веяниям, применив и некоторые приемы модерна. В принципе, можно увидеть в цветущих формах и криволинейных стеблях перил "модерн". Но тут следует сделать такую важную оговорку, что "модерн Гиршовича" концептуально и визуально совпадает с декором эклектики и рококо. Модерновая составляющая не является чем-то контрастирующим эклектике, а, наоборот, развивает и дополняет эклектическую основу.Перила дома Бака творчески развивают и дополняют перила более ранних домов Гиршовича, для которых также были характерны секции с заполнениями из кованых прутьев и цветов (Ул. Чайковского, 24, 38 и 61; ул. Писарева, 5 и др.)К тому же, не стоит забывать, что перила задуманы как один из элементов целостного интерьера. В подобной стилевой манере выполнены витражи, лепнина, резьба дверей. Вместе взятые, они образуют единый ансамбль, дополненный широкой мраморной лестницей, керамической плиткой, входами на галереи. Свойственная рококо идея роскоши, мажорного и легкого веселья, вечной жизнерадостности присущи интерьерам парадных дома Бака.Современная история перил довольно непроста. В апреле 2017 г. перила одной из парадных были отмыты жильцами и волонтерами на акции "Отмоем дом Бака". Однако на этой неделе произошла намеренная порча перил дома, вызванная непрофессионализмом и преступной халатностью сотрудников ЖКС-1. Об этом в репортаже группы "Кирочная 24" (оттуда взяты и фото 1 и 2 перил): https://dombaka.ru/history.html?page=#58250597_5754Скандал только разгорается. И вандалам от всяких ЖКС-1 нельзя дать никакого спуску. Будем поддерживать инициативную группу жильцов, которая стремится добиться восстановления поврежденного участка перил.Возможная реставрация перил вызывает много вопросов. В настоящий момент, к сожалению, такие работы проводятся с явным браком, искажениями и неточностями. Будем надеяться, что жильцы и посетители дома Бака будут относиться к уникальным кованым перилам, не так как сотрудники всяких ЖКС или дикие вандалы, а как к музейным экспонатам, какими они, на наш взгляд, вполне достойны быть.В заключение отметим, что ценители дома Бака имеют возможность 25 марта осмотреть другие пять зданий зодчего Гиршовича в Литейной части, воочию увидев более ранние художественные перила мастера, а также посетить уникальные интерьеры. Анонс экскурсии смотрите на стене Неизвестного Петербурга 19 марта.