13.02.2018 12:47, НЕИЗВЕСТНЫЙ ПЕТЕРБУРГ. Авторский проект
Исторический прототип метлахской плитки на входе в доходный дом Ю. Бака (Кирочная ул., 24; арх. Б. Гиршович, 1904-1905).На фото слева вы видите пол одного из залов дворца в Пелле - столице древней Македонии. Мозаичный пол выполнен из гальки. Точное время появления этого пола определить трудно, поскольку дворец не раз перестраивался. Вероятнее всего, пол появился в годы правления Филиппа II (359-336 гг. до н.э.).Галечная мозаика достигла своей вершины именно в Пелле. Этого искусства не знала классическая Греция. Впоследствии такая мозаика распространилась по всему Восточному Средиземноморью. Даже в наши дни на Родосе из морской гальки выкладывают черно-белые тротуары с узорами и орнаментом.Орнамент в виде морской волны очень древний и появляется уже в крито-микенскую эпоху, что можно увидеть на керамических сосудах и орнаментах дворцов в Кноссе и Акротири.В 1890-е гг. на заводах целого ряда фирм ("Виллеруа и Бох", "Дзевульский и Лянге" и др.) был налажен выпуск "керамических паркетов", рисунки которых были очень разнообразными. Выбор тона и рисунка плитки зависел от стилистики интерьеров парадной.В предыдущих публикациях и на экскурсии по домам Б. Гиршовича я уже отмечал, что Гиршович - сторонник классицистической эклектики. Практически во всех своих домах он подбирает полы в нейтральной черной, серой, белой гамме. Недавно я писал о стилистике полов дома Бака здесь: https://vk.com/club142949798?w=wall-142949798_1122Плитка дома Бака лежит в очень ответственном месте - в тамбуре между дверями.Зодчий учитывал, что на эту плитку выпадет большой износ. Поэтому он выбрал так называемый "тисненый" вариант керамики, которая изнашивается дольше (на фото видно, что за сто лет верхний слой плитки уже стерся, но рисунок остался цел).После разграбления и варварской замены дверей дома (которые, надеюсь, скоро будут возвращены и воссозданы) тамбурные полы оказались практически на улице. Только высокое качество работы старых мастеров спасло полы от разрушения.В доме Бака Гиршович выступает мастером классицистической эклектики, умело модернизируя источники барокко и рококо. Выбор плитки с древним рисунком, на наш взгляд, совершенно не случаен. Он отражает классические, даже ретроспективные представления опытного мастера.Так и лежит на Кирочной улице пол с орнаментом из древней Пеллы, а шершавая поверхность плитки напоминает галечные полы дворца, по которым ступала нога юного Александра.