28.12.2017 00:07, Дом Бака
Сегодня исполняется 150 лет жившему в нашем доме известному морскому офицеру, мемуаристу и публицисту Владимиру Ивановичу Семенову. Начальник отдела информационного обеспечения и выставочной деятельности Российского Государственного Архива Военно-морского флота https://rgavmf.ru Алексей Емелин прислал нам статью, посвященную В.И. Семенову. А 21 декабря в конференц - зале Архива было сделано сообщение, посвященное юбилею. https://rgavmf.ru/novosti-rgavmf/visemenov-moryak-pisatel-memuarist.Надеемся, будет и виртуальная выставка, они в этом архиве интереснейшие, находка для всех любителей истории."В.И. Семёнов родился в Петербурге, в семье коллежского советника, служившего в казначействе. Крещён был в Вознесенской при Адмиралтейских слободах церкви – к сожалению, она была уничтожена в 1930-е гг. Детство его прошло на Васильевском острове и на даче в Шувалово. С прекрасными отметками окончил три класса Пятой С.-Петербургской шестиклассной прогимназии и в 1880 г. поступил в находившееся рядом с домом Морское училище. Окончил его в сентябре 1887 г. с производством в первый офицерский чин – мичмана, при этом по успеваемости – четвёртым из 71-го. В те времена лучшим доставалось лучшее – дальние плавания. В 1888 г. на мореходной канонерской лодке «Манджур» под командой грозного капитана 2 ранга Г.П. Чухнина он ушёл в Тихий океан, в апреле 1890 г. был переведён на крейсер «Адмирал Нахимов», на котором в сентябре 1891 г. вернулся в Кронштадт. Более чем трёхлетнее плавание стало отменной школой.В 1892–1894 гг. В.И. Семёнов прошёл обучение на гидрографическом отделении Николаевской морской академии, при этом летнее плавание 1893 г. у него выдалось более чем необычным. Его назначили на небольшой пароход «Лейтенант Малыгин», который в составе экспедиции лейтенанта Л.Ф. Добротворского прошёл из Англии – в устье Енисея! Кроме сугубо прагматической цели – доставки рельс для строительства Сибирской железной дороги – была и перспективная: изучение и освоение того, что сейчас именуется Северным морским путём. Молодой лейтенант описал эту эпопею в своей первой книге, вышедшей в свет в 1894 г.: «Забытый путь из Европы в Сибирь. Енисейская экспедиция 1893 года».В августе 1895 г. Владимир Иванович получает назначение старшим штурманским офицером на уходящий в Средиземное море крейсер «Дмитрий Донской». Ситуация изменилась – и в апреле 1896 г. корабль уже был в Нагасаки. В мае 1898 г. общительный, остроумный, образованный лейтенант получил новое назначение – флаг-офицером командующего эскадрой в Тихом океане контр-адмирала Ф.В. Дубасова. В декабре того же года он становится флагманским штурманом эскадры Тихого океана и проводит в этой должности почти два года. На его глазах разворачивается подавление «Боксёрского восстания» в Китае, на его глазах стремительно растёт русская эскадра в дальневосточных водах. Лишь в конце 1900 г. В.И. Семёнов возвращается в Россию. На Балтике в то время самым «живым» соединением был Учебно-артиллерийский отряд, возглавлявшийся контр-адмиралом З.П. Рожественским. После кампании 1901 г. Рожественский дал своему старшему флаг-офицеру блестящую аттестацию. Но… В.И. Семёнов уходит на береговую должность. 24 сентября 1901 г. он назначается адъютантом главного командира Кронштадтского порта. Почему? Потому, что главным командиром в то время был выдающийся человек, вице-адмирал С.О. Макаров. У него было чему поучиться и на берегу! А на досуге можно было заняться изданием сборников собственных стихов.Не смотря на прекрасные отношения с Макаровым, в конце 1903 г. Семёнов поставил вопрос о возвращении на Дальний Восток, где назревала война с Японией. Не сразу, но ему удалось получить назначение старшим офицером на крейсер II ранга «Боярин» – и в начале 1904 г. он выехал в Порт-Артур. Опоздал. Война началась до его прибытия, и одной из первых жертв мин и русского головотяпства стал «Боярин»… Вскоре В.И. Семёнов оказался старшим офицером крейсера «Диана» – сестры знаменитой впоследствии «Авроры». Ему пришлось пройти через ряд боёв, на его глазах 31 марта погиб флагманский броненосец «Петропавловск» с командующим флотом С.О. Макаровым, кумиром В.И. Семёнова. Новые столкновения с японцами несли новые беды. Семёнову повезло, он не увидел агонии осаждённой крепости – после боя с японской эскадрой 28 июля 1904 г. «Диана» прорвала блокаду и ушла в Сайгон, где по распоряжению из Петербурга была интернирована. И вновь Семёнову повезло – ему удалось уехать до формального интернирования, он, совершив длинное путешествие, успел в Либаву к отходу на Дальний Восток 2-й эскадры флота Тихого океана. И снова длительное океанское плавание – на этот раз в штабе командующего эскадрой вице-адмирала З.П. Рожественского. К сожалению, здесь оказался востребован не столько боевой опыт, сколько литературный дар моряка – фактически он был «летописцем», ведя подробный дневник. После многомесячного изнурительного плавания корабли пришли к Цусимскому проливу, где 14–15 мая 1905 г. разыгралось жестокое сражение.Флагманский «Князь Суворов», по которому был сосредоточен огонь противника, вскоре запылал и вышел из строя. В.И. Семёнов, какое-то время сосредоточившийся на фиксировании событий в записной книжке, вскоре был вынужден принять участие и в борьбе за живучесть, был ранен. Тяжелораненый командующий эскадрой З.П. Рожественский вместе с чинами его штаба был снят с горящего броненосца миноносцем «Буйный», которым командовал однокашник В.И. Семенова Н.Н. Коломейцов. Вскоре стало ясно, что имевший повреждения «Буйный» не сможет дойти до Владивостока, и адмирала перенесли на другой миноносец – «Бедовый». К сожалению, потрясённые боем и разгромом эскадры, чины штаба оказались не на высоте положения, и задумались о плене под благовидным, как им казалось, предлогом спасения жизни адмирала. 15 мая, при встрече с японским миноносцем «Сазанами», «Бедовый» без боя сдался в плен.В японском госпитале в Сасебо, где В.И. Семёнов провёл более трёх месяцев, капитан 2 ранга составил подробную аналитическую записку с изложением некоторых мыслей о причинах поражения. По возвращении из плена уехал лечиться на юг Франции, где в начале 1906 г. на основе дневника и ещё свежих воспоминаний начал создавать трилогию «Расплата» («Порт-Артур», «Поход второй эскадры» и «Бой при Цусиме»). 1906-й год стал для В.И. Семёнова во многом переломным. Сперва он ввязался в газетную дуэль с Н.Л. Кладо, будущим известным специалистом в стратегии флота, – но получил прямое запрещение морского министра выступать в прессе. Затем, в июне 1906 г., он в качестве подсудимого принял участие в суде по делу о сдаче в плен миноносца «Бедовый», но был оправдан, хотя товарищ главного военно-морского прокурора А.И. Вогак оценил его действия довольно жёстко. В конце того же года в газете «Русь» начал печататься его «Порт-Артур», а в издательстве М.О. Вольфа вышла книга «Бой при Цусиме». А в январе 1907 г. В.И. Семенов принял решение о выходе в отставку. Судя по всему, это стало следствием вскрывшихся на суде подробностей разговоров о возможной сдаче японцев, имевших место в ночь на 15 мая 1905 г.29 января 1907 г. вышел приказ об отставке В.И. Семёнова «с мундиром и пенсией» и с производством в капитаны 1 ранга. Судьба отмерила ему с этого дня чуть более трёх лет, наполненных активной писательской деятельностью. Владимир Иванович не стал размениваться на газетную публицистику, сосредоточившись на доработке своих воспоминаний о русско-японской войне, которые не только выдержали не одно издание на родине, но и были переведены на девять иностранных языков: английский, французский, немецкий, итальянский, испанский, норвежский, голландский, шведский… японский! В 1909 г. в «Вестнике Европы» увидело свет их продолжение – «Цена крови», с описанием пребывания в японском плену и возвращения на родину. Вышли в свет два фантастических романа с элементами детектива: «Царица мира» и «Цари воздуха». Понравилась читателям и небольшая «рождественская сказка» «Заседание Адмиралтейств-коллегии», в которой автор вволю поиронизировал над имитацией реформ, предпринятых морским ведомством после трагедии русско-японской войны.С конца 1907 г. и до своей безвременной кончины В.И. Семёнов жил в доходном доме Ю. Бака (Кирочная ул., д. 24, кв. 36).Смерть пришла к бывшему моряку чрезвычайно рано – ему было всего 42 года. В пасхальную ночь (на 18 апреля 1910 г.) он скончался от последствий полученного в Цусиме ранения – маленького осколка, засевшего в легком. 21 апреля он был отпет в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры и похоронен там же, на Тихвинском кладбище, рядом с могилой вице-адмирала З.П. Рожественского, защите которого от обвинений он посвятил свой талант. Судьбы этих людей оказались тесно связаны и после смерти – могилы их не сохранились.Судьба В.И. Семёнова одновременно трагична и счастлива. Русско-японская война сломала его карьеру, причинила бесчисленные страдания, в итоге – отняла жизнь. И в то же время «Расплата» стала одним из ярчайших произведений о той войне. Несколько изданий при жизни, несколько – после смерти, публикация журнального варианта в «Морском сборнике» в 1991–1993 гг., минимум три издания в России за последние 20 лет. Книги Семёнова любили читатели – и ненавидели советские писатели. И сейчас они являются неиссякаемым источником сведений для историков той далёкой войны – и объектом критики историков. Только вот равнодушных к этим произведениям очень и очень мало."#Кирочная24 #домБака #воздушныегалереи #спб #Петербург #архитектура #модерн #любимыйдом #дореволюционныежители #Семенов
Российский государственный архив Военно-Морского Флота
Российский государственный архив Военно-Морского Флота