15.11.2017 12:04, НЕИЗВЕСТНЫЙ ПЕТЕРБУРГ. Авторский проект
Сергей Никоненко о витражах дома Бака.Небольшая деталь: витраж на первой фотографии хотели снять сотрудники ЖКС-1 и уже, как говорят соседи, послышался звон стекла. Но это и спасло. "Да тут... меняю на новое стекло" - произнес "рабочий", прежде чем убежать от соседей, настроенных очень серьезно.На данный момент все витражи описаны в экспертизе, проведенной по заказу КГИОП, и отнесены к предметам охраны.#Кирочная24 #домБака #воздушныегалереи #спб #Петербург #галереяисторий #любимыйдом #витражи #неизвестныйПетербург
Витражи доходного дома Ю. Бака. Кирочная ул., 24. Арх. Б. Гиршович (1904-1905). Разбор стиля.В парадных доходного дома Бака сохранились уникальные витражи с редчайшим рисунком. Витражи такого стиля находятся всего лишь в двух домах города.Для начала опишем представленные в публикации фото. Первое фото сделано автором в 2002 г. на пленочный аппарат. Витраж находится в левой парадной. Мы видим не только витражное заполнение фрамуги, но и частично уцелевшие части в боковых створках, что само по себе большая редкость.На остальных фото витражи правой парадной с галереями. Здесь витражи сохранились лишь во фрамугах, но представлены в большом разнообразии. Эти витражи были отмыты волонтерами на акции "Отмоем дом Бака", устроенной в апреле 2017 г. группой жильцов дома "Кирочная 24". Подробности: https://vk.com/feed?q=%23%D0%9E%D1%82%D0%BC%D0%BE%D0%B5%D0%BC%D0%94%D0%BE%D0%BC%D0%91%D0%B0%D0%BA%D0%B0§ion=searchУникальными витражами, сделанными по рисункам Гиршовича на заводе Франка исключительно для этого дома, восхищается любой посетитель дома. Это одно из чудес нашего города, которое нужно хотя бы раз увидеть.Обратимся к стилевой основе витражей, которая пока изучена недостаточно.Витражи можно считать одним из первых примеров направления модернизированное необарокко, которое зарождается в модерне и достигает наивысшего расцвета в период неоклассицизма.В стиле модернизированного необарокко работали такие известные зодчие, как Шауб, Ван-дер-Гюхт, Претро, Резвый, Дмитриев, Ильин, Шишко, Зазерский, Вейс и др. Гиршович, начиная это направление, пришел к нему через основательную подготовку у мастеров, которые знали еще великих зодчих-представителей необарокко середины XIX в., таких как Боссе, Штакеншнейдер, Монигетти и др.Для барокко характерен декор, который строится вокруг картушей, увитых стилизованными растительными формами, лентами, венками.Как классическое барокко, так и необарокко отличаются пышным, репрезентативным лепным декором. Однако возможности лепнины таковы, что она, как правило. окрашивается в один цвет (обычно светлый), и к основному тону можно добавить лишь позолоту.Витражное искусство преодолевает монохромность лепнины и раскрывает барочный декор в новом полихромном виде, когда в композиции присутствуют разные цвета основного акцента, растительного обрамления и фона.Гиршович в рисунках витражей взял за основу барокко, но придал ему согласованность в общим эклектическим убранством лестницы, а также сочность, красочность и живописность модерна. Получился оригинальный и удачный синтез трех разных направлений в искусстве.Главный цвет в витражах принадлежит основной детали. Это либо картуш, либо стилизованный цветок лилии. Ярко-голубой, алый, фиолетовый и другие цвета подчеркивают доминирующее положение декора в композиции.Для необарокко характерен более утонченный и измельченный декор, нежели для классического барокко. Поэтому Гиршович обрамляет картуши и лилии стилизованными стеблями, выделенными контрастными оттенками желтых тонов. Стебли и листья обрамляют основной декор, образуя свободную, живописную, но всегда симметричную композицию. Однако симметрия и рациональность видятся не сразу; первое впечатление принадлежит искусству: рождается ощущение прекрасного сплетения, изящных изгибов, которые столь прихотливы и сложны, что за ними сложно уследить.Наконец, третий цвет витражей (он разнообразен) - это цвет фонового заполнения. Это приглушенные тона. Они играют второстепенную роль. Но фон для картушей и растительных форм по-своему сложен. Он разбит свинцовыми пластинами на различные криволинейные сегменты, обрамленными желтыми стеблями и листьями.Витражи заливают лестницу волшебным цветом сочных оттенков и тонов. Они словно приобрели вторую жизнь и засияли после отмывки.Добавим, что витражи задуманы в гармонии с другими элементами декора парадной: с барочными перилами, лепниной и декором дверей в стиле рококо, с метлахской плиткой полов, контрастирующей с декором своей подчеркнутой строгостью.По своей уникальности, сложности исполнения, несомненному авторству зодчего здания, художественным достоинствам витражи дома Бака могут быть признаны объектом музейного значения и служить основанием для перевода здания в статус памятника федерального значения.
Витражи доходного дома Ю. Бака. Кирочная ул., 24. Арх. Б. Гиршович (1904-1905). Разбор стиля.В парадных доходного дома Бака сохранились уникальные витражи с редчайшим рисунком. Витражи такого стиля находятся всего лишь в двух домах города.Для начала опишем представленные в публикации фото. Первое фото сделано автором в 2002 г. на пленочный аппарат. Витраж находится в левой парадной. Мы видим не только витражное заполнение фрамуги, но и частично уцелевшие части в боковых створках, что само по себе большая редкость.На остальных фото витражи правой парадной с галереями. Здесь витражи сохранились лишь во фрамугах, но представлены в большом разнообразии. Эти витражи были отмыты волонтерами на акции "Отмоем дом Бака", устроенной в апреле 2017 г. группой жильцов дома "Кирочная 24". Подробности: https://vk.com/feed?q=%23%D0%9E%D1%82%D0%BC%D0%BE%D0%B5%D0%BC%D0%94%D0%BE%D0%BC%D0%91%D0%B0%D0%BA%D0%B0§ion=searchУникальными витражами, сделанными по рисункам Гиршовича на заводе Франка исключительно для этого дома, восхищается любой посетитель дома. Это одно из чудес нашего города, которое нужно хотя бы раз увидеть.Обратимся к стилевой основе витражей, которая пока изучена недостаточно.Витражи можно считать одним из первых примеров направления модернизированное необарокко, которое зарождается в модерне и достигает наивысшего расцвета в период неоклассицизма.В стиле модернизированного необарокко работали такие известные зодчие, как Шауб, Ван-дер-Гюхт, Претро, Резвый, Дмитриев, Ильин, Шишко, Зазерский, Вейс и др. Гиршович, начиная это направление, пришел к нему через основательную подготовку у мастеров, которые знали еще великих зодчих-представителей необарокко середины XIX в., таких как Боссе, Штакеншнейдер, Монигетти и др.Для барокко характерен декор, который строится вокруг картушей, увитых стилизованными растительными формами, лентами, венками.Как классическое барокко, так и необарокко отличаются пышным, репрезентативным лепным декором. Однако возможности лепнины таковы, что она, как правило. окрашивается в один цвет (обычно светлый), и к основному тону можно добавить лишь позолоту.Витражное искусство преодолевает монохромность лепнины и раскрывает барочный декор в новом полихромном виде, когда в композиции присутствуют разные цвета основного акцента, растительного обрамления и фона.Гиршович в рисунках витражей взял за основу барокко, но придал ему согласованность в общим эклектическим убранством лестницы, а также сочность, красочность и живописность модерна. Получился оригинальный и удачный синтез трех разных направлений в искусстве.Главный цвет в витражах принадлежит основной детали. Это либо картуш, либо стилизованный цветок лилии. Ярко-голубой, алый, фиолетовый и другие цвета подчеркивают доминирующее положение декора в композиции.Для необарокко характерен более утонченный и измельченный декор, нежели для классического барокко. Поэтому Гиршович обрамляет картуши и лилии стилизованными стеблями, выделенными контрастными оттенками желтых тонов. Стебли и листья обрамляют основной декор, образуя свободную, живописную, но всегда симметричную композицию. Однако симметрия и рациональность видятся не сразу; первое впечатление принадлежит искусству: рождается ощущение прекрасного сплетения, изящных изгибов, которые столь прихотливы и сложны, что за ними сложно уследить.Наконец, третий цвет витражей (он разнообразен) - это цвет фонового заполнения. Это приглушенные тона. Они играют второстепенную роль. Но фон для картушей и растительных форм по-своему сложен. Он разбит свинцовыми пластинами на различные криволинейные сегменты, обрамленными желтыми стеблями и листьями.Витражи заливают лестницу волшебным цветом сочных оттенков и тонов. Они словно приобрели вторую жизнь и засияли после отмывки.Добавим, что витражи задуманы в гармонии с другими элементами декора парадной: с барочными перилами, лепниной и декором дверей в стиле рококо, с метлахской плиткой полов, контрастирующей с декором своей подчеркнутой строгостью.По своей уникальности, сложности исполнения, несомненному авторству зодчего здания, художественным достоинствам витражи дома Бака могут быть признаны объектом музейного значения и служить основанием для перевода здания в статус памятника федерального значения.