10.11.2017 12:03, НЕИЗВЕСТНЫЙ ПЕТЕРБУРГ. Авторский проект
Мы очень рады рассказать, что двери (пусть пока что не все) найдены и возвращаются в наш дом. Не сразу. Нужно согласие собственников, нужна реставрация. Но это обязательно произойдет.А место круглого стола сегодня вечером - не случайно.
Входные двери доходного дома Ю. Бака (Кирочная ул., 24; арх. Б. Гиршович, 1904-1905 гг.). Фото автора (пленка) 2002 г.В 2002 г. автор сфотографировал целый ряд входных дверей в домах на улицах Литейной части. Это оказалось оправданным, поскольку почти все двери исчезли в середине 2000-х годов, будучи замененными на металлические двери. Ординарные двери, чуждые историческому облику зданий, грубо исказили восприятие фасада. Исторические двери в подавляющем большинстве случаев оказались утраченными.Этим дверям повезло чуть больше. Они устояли. Это двери правой парадной с подвесными галереями. Ныне они находятся в открытом состоянии; типовая дверь с домофоном находится на месте внутренней пары.С момента фото прошло 15 лет. Тогда эти двери еще были рабочими. Правая створка открывалась. Можно увидеть дверную пружину. В неподвижной левой створке видно отверстие для кодового замка, который на момент съемки уже украден.История не терпит сослагательного наклонения. Делая фото, автор не мог точно предположить, что будут сняты двери второй фасадной парадной и внутренние двери этой парадной. Что останутся только две пары дверей из четырех...Хотелось бы обратить внимание на художественные особенности дверей, которые никогда подробно не комментировались в литературе. Вне всякого сомнения, даже в том состоянии, в каком двери находятся на фото, они являются произведениями декоративно-прикладного искусства.Архитектурный облик дома Бака в целом принадлежит эклектике. Модерн присутствует лишь в элементах. Двери с металлическим зонтиком над ними - один из самых явных элементов, где эстетика модерна не подчинена эклектике, а, наоборот, доминирует.Двери выполнены из массивного дуба и имеют две части, выделенные филенками.Более обширная верхняя часть исторически была остеклена фацетным слеклом. Оно было обрамлено филенкой с прямыми боковыми и криволинейными верхним и нижним контурами. Подобный прием Б. Гиршович заимствует из французского ар-нуво, где он появился в самом конце 1890-х гг..Нет никакого сомнения в том, что входные двери были прорисованы самим зодчим. Криволинейный контур филенок придает образу дверей уникальность и запоминающуюся оригинальность. Гнутые плоскости горизонтальных филенок вторят криволинейному завершению дверей и расходящимся веером прутьям зонтика-навеса.Хотя подобные криволинейные формы принадлежат модерну, можно проследить и другое историческое влияние более раннего стиля. Во всех своих домах Гиршович выступал зодчим-классицистом с особым пристрастием к формам стилей барокко и рококо. В этих "модерновых" дверях есть не только модерн, но и "барочная" составляющая.Наиболее полно эта составляющая проявляется в резном декоре, который помещен в левый верхний угол нижней части двери. Криволинейный контур филенки переходит в декоративный завиток листа, окруженного резными цветочными формами. Рокайльный цветочным рисунок - главный декоративный мотив интерьеров парадных дома, присутствующий и на дверях, и в перильных ограждениях, и на витражах.На выпуклой дубовой плоскости в нижней части двери декор уже не барельефного, а вырезного типа. Прихотливый криволинейный узор создан зодчим по мотивам ар-нуво и, возможно, даже заимствован из более ранних французских источников. Когда двери были в лучшем состоянии, этот декор гораздо лучше "читался" в облике двери. Ныне его уже труднее разглядеть под множественными слоями краски. Вырезанные криволинейные формы нижнего декора словно противопоставлены единственной прямой нижней горизонтальней филенке.Тем самым, можно заключить, что созданные на основе авторского рисунка двери дома Бака отражают общую эстетику всего дома. В них сказывается влияние двух исторических источников французских стилей ар-нуво и рококо. Свободно комбинируя приемы эклектики и модерна, Гиршович создает яркий, убедительный и подлинно художественный образ важнейшей репрезентативной части фасада, которая, к тому же, функционально наиболее близка жителю, гостю дома и прохожему по улице.Хочется верить, что двери пройдут реставрацию, и им вернется былая красота.
Входные двери доходного дома Ю. Бака (Кирочная ул., 24; арх. Б. Гиршович, 1904-1905 гг.). Фото автора (пленка) 2002 г.В 2002 г. автор сфотографировал целый ряд входных дверей в домах на улицах Литейной части. Это оказалось оправданным, поскольку почти все двери исчезли в середине 2000-х годов, будучи замененными на металлические двери. Ординарные двери, чуждые историческому облику зданий, грубо исказили восприятие фасада. Исторические двери в подавляющем большинстве случаев оказались утраченными.Этим дверям повезло чуть больше. Они устояли. Это двери правой парадной с подвесными галереями. Ныне они находятся в открытом состоянии; типовая дверь с домофоном находится на месте внутренней пары.С момента фото прошло 15 лет. Тогда эти двери еще были рабочими. Правая створка открывалась. Можно увидеть дверную пружину. В неподвижной левой створке видно отверстие для кодового замка, который на момент съемки уже украден.История не терпит сослагательного наклонения. Делая фото, автор не мог точно предположить, что будут сняты двери второй фасадной парадной и внутренние двери этой парадной. Что останутся только две пары дверей из четырех...Хотелось бы обратить внимание на художественные особенности дверей, которые никогда подробно не комментировались в литературе. Вне всякого сомнения, даже в том состоянии, в каком двери находятся на фото, они являются произведениями декоративно-прикладного искусства.Архитектурный облик дома Бака в целом принадлежит эклектике. Модерн присутствует лишь в элементах. Двери с металлическим зонтиком над ними - один из самых явных элементов, где эстетика модерна не подчинена эклектике, а, наоборот, доминирует.Двери выполнены из массивного дуба и имеют две части, выделенные филенками.Более обширная верхняя часть исторически была остеклена фацетным слеклом. Оно было обрамлено филенкой с прямыми боковыми и криволинейными верхним и нижним контурами. Подобный прием Б. Гиршович заимствует из французского ар-нуво, где он появился в самом конце 1890-х гг..Нет никакого сомнения в том, что входные двери были прорисованы самим зодчим. Криволинейный контур филенок придает образу дверей уникальность и запоминающуюся оригинальность. Гнутые плоскости горизонтальных филенок вторят криволинейному завершению дверей и расходящимся веером прутьям зонтика-навеса.Хотя подобные криволинейные формы принадлежат модерну, можно проследить и другое историческое влияние более раннего стиля. Во всех своих домах Гиршович выступал зодчим-классицистом с особым пристрастием к формам стилей барокко и рококо. В этих "модерновых" дверях есть не только модерн, но и "барочная" составляющая.Наиболее полно эта составляющая проявляется в резном декоре, который помещен в левый верхний угол нижней части двери. Криволинейный контур филенки переходит в декоративный завиток листа, окруженного резными цветочными формами. Рокайльный цветочным рисунок - главный декоративный мотив интерьеров парадных дома, присутствующий и на дверях, и в перильных ограждениях, и на витражах.На выпуклой дубовой плоскости в нижней части двери декор уже не барельефного, а вырезного типа. Прихотливый криволинейный узор создан зодчим по мотивам ар-нуво и, возможно, даже заимствован из более ранних французских источников. Когда двери были в лучшем состоянии, этот декор гораздо лучше "читался" в облике двери. Ныне его уже труднее разглядеть под множественными слоями краски. Вырезанные криволинейные формы нижнего декора словно противопоставлены единственной прямой нижней горизонтальней филенке.Тем самым, можно заключить, что созданные на основе авторского рисунка двери дома Бака отражают общую эстетику всего дома. В них сказывается влияние двух исторических источников французских стилей ар-нуво и рококо. Свободно комбинируя приемы эклектики и модерна, Гиршович создает яркий, убедительный и подлинно художественный образ важнейшей репрезентативной части фасада, которая, к тому же, функционально наиболее близка жителю, гостю дома и прохожему по улице.Хочется верить, что двери пройдут реставрацию, и им вернется былая красота.