08.09.2017 19:17, Дом Бака
Мастерские
В 1967 году руководство Ленинграда приняло решение о расселении квартир, находящихся в подвальных помещениях (зачастую, люди жили в ужасных условиях), а также на мансардах. Освободившиеся подвалы отдавали под склады организаций (в нашем доме хранились театральные костюмы), а мансарды передавали в ХудФонд.
Желающие переехать могли встать в очередь на новую квартиру. Это могла быть квартира, например, на Гражданке. К этому не принуждали, но предлагали очень настойчиво.
Интересно, что служебные квартиры или комнаты в коммуналках не расселяли. В нашем доме осталось несколько коммунальных мансард, так как многие комнаты в этих коммуналках были служебными.
Некоторые мастерские появлялись в доме Бака и в нежилых помещениях. В дворовом флигеле в конце восьмидесятых художник-график Николай Опекунов получил разрешение оборудовать мастерскую в бывшей прачечной. И еще несколько мастерских поселились на чердаках.
Но мастерские в доме были и до революции. Самые известные - это мастерская Николая Николаевича Беккера и "скворечник" Бакста (как называла кв. 6 Зинаида Гиппиус). Мастерская Беккера, как говорят, после революции перешла другому художнику. Кажется именно он утверждал, что мастерская ранее принадлежала Льву Баксту, что не подтверждают найденные документы. После войны, вероятно в шестидесятые, в квартире поселилась семья художника Авенира Ивановича Пархоменко. Позднее мастерскую разделили на две части. В отделенной части работал художник Борис Гурвич.
В мастерской Бакста после революции была коммунальная квартира, а сегодня здесь снова мастерские фонда.
На планах мансард шестого этажа видны световые фонари - потолочное освещение квартир. Этот дополнительный свет необходим художникам. Редкие фонари сейчас застеклены, чаще - они заложены фанерой и зашиты листами железа. Но есть и прекрасные исключения.
А что же случилось с теми, кто переехал? Семья Инки из предыдущего рассказа не хотела переезжать. Они встали в очередь, так как в квартире 19 тоже была служебная комната. И десять лет семья пыталась добиться, чтобы им передали эту комнату, а переезд отменили. Но власти были непреклонны: если встал в программу - переезжай, других вариантов нет.
Многие из тех, кто прожил в доме большую часть своей жизни, не выдерживали переезда. Через год умерла мама Инки.
Квартира 19 приобрела другой номер с буквой "Н" (нежилой фонд). В ней работает художник дядя Женя. Он отреставрировал световой фонарь. Он создает ковры и прекрасные картины.
Помнят ли стены о своих прошлых жильцах?
Фотография: Life in Moments, Анна Проскурина, https://vk.com/club65109421
#Кирочная24 #домБака #воздушныегалереи #галереяисторий #спб #Петербург #архитектура #модерн #любимыйдом