12.05.2017 09:31, НЕИЗВЕСТНЫЙ ПЕТЕРБУРГ. Авторский проект
Друг нашей группы Сергей Никоненко, с которым мы познакомились на акции #ОтмоемДомБака, написал прекрасный текст про галереи нашего дома.
Интересное наблюдение от Сергея:
"Конструктивно галерея представляет собой коробовую конструкцию, наподобие арочного металлического железнодорожного моста, внутрь которого въезжает поезд. Есть высокая вероятность того, что инженерную часть конструкции проработал сам домовладелец - инженер Юлиан Бак".
Хочется уточнить, что Юлиан Бак был не просто инженером, а инженером путей сообщения.
Кроме того, хотим сделать анонс: скоро в нашей группе появится новая рубрика, которую мы создаем совместно с Сергеем.
#кирочная24 #домбака #любимыйдом #спб #доходныедома #модерн #воздушныегалереи #ОтмоемДомБака #эклектика #верхняягалерея #НеизвестныйПетербург


Верхняя висячая галерея доходного дома Ю. Бака. (Кирочная ул., 24). Арх. Б. Гиршович (1904).
В Петербурге не так много доходных домов, где устраивались галереи, которые позволяли с уличной парадной проходить в квартиры дворового флигеля. Обычно такие галереи находятся на уровне первого или второго этажа. Есть такая и в доходном доме Бака.
Однако дом Бака - единственное здание города, в котором не одна, а две подвесных галереи.
Во всех справочниках дом Бака относится к стилю модерн. В самом деле, модерн присутствует в элементах металлодекора, оконных рам, витражей и др. Однако, в целом, дом относится к эклектике. Зодчий свободно использует классические источники стилей барокко и рококо.
Однако вернемся к верхней галерее. Конструктивно она представляет собой коробовую конструкцию, наподобие арочного металлического железнодорожного моста, внутрь которого въезжает поезд. Есть высокая вероятность того, что инженерную часть конструкции проработал сам домовладелец - инженер Юлиан Бак. Удачное конструктивное решение не только обеспечивает прочность галереи. Галерея кажется легкой, невесомой, словно парит над великолепным двором петербургского дома. За фото галереи я благодарен С. Топильской и Т. Серебряной, которые отсняли десятки моих авторских экскурсий по мало известной архитектуре Петербурга.
Учитывая то, что галерея уже своим необычным видом производит сильное впечатление, Гиршович отделал ее довольно сдержанно: крупным рустом и штукатурными тягами. Консоли украшены декоративной лепниной.
Обратимся к внутреннему виду галереи. На фоне репрезентативной парадной с рокайльной отделкой, мраморными подоконниками, витражами, резными барочными дверями, галерея выглядит подчеркнуто строго. В этом проявился незаурядный талант и вкус Б. Гиршовича, который умело "уравновесил" строгие и пышные элементы отделки парадной.
На первом фото видна галерея в чистом и отмытом виде после единственной в своем роде акции "Отмоем дом Бака", организованной группой жильцов дома:
http://dombaka.ru/history.html?page=#58250597_4103
Автор участвовал в этой акции и занимался очисткой метлахской плитки верхней галереи. После трех часов труда удалось частично раскрыть керамическое окаймление по периметру галереи: полосу плиток с голубыми ромбами и яркую цветную плитку с узором, которые в большей части были скрытыми под слоем грязи и краски. Третье фото я поместил для сравнения - в таком ужасающем виде я снял галерею в 2008 году. Стоит выброшенный шкаф, сорваны некоторые рамы, везде разруха. Конечно, отмывка дома не заменяет реставрации, но она позволила, по крайней мере, "удержать" нынешнее состояние, спасти от разрушения подлинные элементы. К сожалению, галерея очень страдает от современного вандализма. Буквально совсем недавно жилконтора проявила "заботу" о доме, остеклив двери галереи ужасающими, совершенно чуждыми дешевыми матовыми стеклами.
В завершение еще немного о декоре галереи. Пол строгого рисунка с декоративным окаймлением, лепка пололка с тягами и падугой, с редким ритмом рокайльных картушей. В проеме раскрытой двухстворчатой двери виднеется дворовая парадная, в которой сохранился подлинный интерьер, в том числе и несколько не закрашенных фаянсовых номеров квартир.
Особо стоит сказать о полуарочных окнах галереи. Подлинное остекление до нас не дошло. Сейчас очень трудно получить достоверные сведения. Витражей в окнах не было, но, вероятнее всего, во фрамугах и боковых створках было остекление фацетными стеклами с узором. Безусловно, зодчий учитывал и то, сколь прекрасные виды на двор открываются с окон галереи.
Так и висит больше сотни лет в воздухе галерея над отточенными, архитектурными формами двора. Она вобрала в себя непростую историю старинного доходного дома. И, конечно, это настоящее произведение искусства, большая, уникальная редкость.