21.08.2016 12:25, Дом Бака
Бывают удивительные совпадения: поселив героиню своего романа "Казароза" на Кирочной улице, уважаемый Леонид Абрамович Юзефович узнал от нас, что ее реальный прототип, его двоюродная бабушка, действительно, жила на Кирочной, 24 с 1914 по 1917 годы вместе со своим первым мужем, Виктором Сергеевичем Шныревым (10.11.1881 г.р.). Он - выпускник Технологического Института - в телефонной книге числится как "инженер-техник". А вот Белла Георгиевна была увлечена театром, эстрадой. С 1910-х гг. в “Доме интермедий” Мейерхольда, в кабаре “Бродячая собака” и “Привал комедиантов” она пела “Детские песенки” М. Кузмина и старинные романсы, исполняла испанские танцы. Ей посвящали стихи Блок, Мандельштам и Маковский. Её театральная карьера оказалась быстротечной, а судьба — трагичной. Она теряла голос, долго лечилась. Именно на Кирочной, 24 начался ее скоротечный роман с художником Александром Яковлевым (дядя знаменитой Татьяны Яковлевой, "парижской любви" Маяковского). Обвенчалась с Яковлевым она в феврале 1917, в апреле родился сын, а уже летом Яковлев навсегда уехал заграницу. Ребенок умрет от голода в 1918 году..... В 1920-м Казароза выходит замуж за актера Н. Д. Волкова. Узнав о романе мужа-ровесника с шестидесятилетней тогда О. Л. Книппер-Чеховой, не сумев перенести супружеской измены и полного разочарования в жизни (она не находит своего места в новой советской театральной атмосфере, ее жанр остается невостребованным), Казароза в 1929 году кончает жизнь самоубийством в Берлине. Похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве (http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2004/5/abash10.html)
Не осталось даже хорошей фотографии, только обрывки воспоминаний (из книги "Что вдруг" Романа Тименчика): "Казароза, по словам современника, создавала иллюзию, что перед нами не петербургская барышня, а подлинная гитана, каким-то чудом занесенная на берега Невы (А.Бенуа. Воспоминания, 1930г.). О танцах гитаны в "Благочестивой Марте" вспоминала и Т.Л. Щепкина-Куперник, писавшая о Казарозе: "милая крошечная женщина, словно сошедшая с картин Гогена, эта "обезьянка", как она себя шутливо называла. Это было совершенно экзотическое существо, Бог весть, как выросшее на нашей почве ("Театр в моей жизни", М-Л, 1948г., стр. 161)
" Смуглая, маленькая, гибкая, она была похожа на была похожа на шоколадную куколку. Она пела на собачьих подмостках: "На лугу трава примята. Здесь резвились чертенята" весьма гривуазную песенку из пьесы Кальдерона "Благочестивая Марта". Пела она и песенку Молли из "Блэк энд Уайт", пьески, которую ставил Мейерхольд в своей студии на Галерной улице. Пела она и песенку, модную в то время:
"Дитя, не тянись за розой весной
Розу успеешь и летом сорвать.
Помни, что летом фиалок уж нет".
(Воспоминания Бэлы Прилежаевой-Барской)
"Совсем особым, экзотическим цветком нашего театра была Белла Казароза. Ее мелодичный голос до сих пор звучит в моих ушах. Белла Казароза заполняла антракты между хорнадами (действия) представления исполнением традиционных испанских песен, без которых не обходился ни один старинный спектакль, как и без гитан - этих бравурных танцовщиц, придававших ему своеобразное, площадное оживление и неукротимую страстность. "При-и-иходи, когда стемнеет.." пела Казароза под звон кастаньет и гитары волнующую, страстную испанскую песнь, сверкая черными глазами, вся маленькая, очень чувственна и в тоже время обладавшая большим художественным тактом, вместе с действительно жгучим южным темпераментом и обаянием" Мгебров А. :" Жизнь в театре" 1932г. стр 37-38)
http://ptj.spb.ru/archive/24/144-stranitcy-pro-lyubov-24/tri-personazha-v-poiskah-lyubvi/
#кирочная24 #домбака #воздушныегалереи #петербург #доходныедома #любимыйдом #модерн #галереяисторий #бродячаясобака #казароза #леонидюзефович

портрет Казарозы работы Александра Яковлева. датируют то 1914, то 1916 годом. Не знаю, но как-то не выглядит работой влюбленного.....