08.05.2016 21:29, Дом Бака
#кирочная24 #домбака #воздушныегалереи #петербург #доходныедома #любимыйдом #модерн #галереяисторий #война #мир #9мая #деньпобеды
БОМБА
Небольшие трещины можно замаскировать и забыть. Трещины в наших сердцах со временем скрываются, раны затягиваются. Время – лучший лекарь.
Но есть и другие трещины, которые видны или ощущаются до сих пор.
Большая трещина проходит по фасаду с первого по пятый этажи нашего дома. Она, въедается в лепку красивейших залов, уходит вглубь и похожа на чёрный незаживший шрам.
Высокий дом, смотрящий окнами на юг, во время блокады оказался на линии обстрела, это та самая сторона улицы, которая наиболее опасна.
Но трещина от артобстрела – не единственная рана нашего дома. Потому что была и авиабомба.
О ней делится своими воспоминаниями из детства Алла Фёдоровна Фролова.
«На кухне квартиры 27 пол был выложен плиткой, напоминающий мозаику. А в одном месте лежал кусок линолеума, он был не прикреплён, поэтому за него можно было заглянуть.
Я была очень общительным ребёнком и плюс ко всему, мне казалось, что наши соседи – это родные люди. Поэтому со свойственным ребёнку любопытством я задала вопрос соседке, почему пол на кухне разный. Соседка, Людмила Викторовна Лаврова, рассказала, что во время войны бомба попала в дом и только чудом не взорвалась. Но прошла все этажи.
Она разрешила отогнуть линолеум и посмотреть заделанную цементом дыру. Дыра была примерно метр в диаметре, располагалась в трех метрах от окна».
Историю подтверждает и Валерий Петров, дед которого рассказывал, что во флигель в годы войны попала бомба, пробила перекрытия до подвала, но не разорвалась.
«Крупная бомба, как правило, пробивает все этажные перекрытия и чаще всего взрывается на уровне подвального помещения, там, где от нее прячутся. Еще более коварными были артобстрелы. Снаряды влетали в окна, ударялись о мостовую, сея смертоносные осколки, оставляли зияющие дыры и трещины в самых прочных зданиях» [1].
Литейная часть во время блокады находились под постоянным артобстрелом. Чаще всего бомбы и снаряды разрушали жилые дома.
Несколько эпизодов из той жизни нашего района здесь:
***
А. Н. Кубасов, возглавлявший МГТВО Куйбышевского района, рассказывает в своих воспоминаниях:
«Наиболее сильный обстрел со сбрасыванием зажигательных и фугасных бомб был 22 ноября 1942 г. Тут были применены новые бомбы, начиненные фосфором. Эти бомбы производили сильные пожары. Сильный пожар был на Моховой, 6, где дом совершенно сгорел. Сгорели дома на Соляном переулке, 7/12, на улице Чайковского, 2 (корпус выгорел абсолютно). В этот день были авиационный налет и обстрел... Сильный налет с артобстрелом был в январе 1943 г. На углу Кирочной ул. и ул. Маяковского была сброшена бомба. Был разрушен водопровод, и разрушен настолько, что вся Кирочная до пр. Чернышевского, весь Литейный пр., начиная от ул. Некрасова и до моста, все прилегающие сюда улицы были залиты водой... Так как в это время был сильный мороз, вода эта замерзла, получилось сплошное обледенение, и тут же лила свежая вода. Картина была страшная... Угрожала опасность, что утром не смогут пойти трамваи» [2].
Далее А. Н. Кубасов вспоминает, что поступило распоряжение во что бы то ни стало сделать все необходимое, чтобы в 6 часов утра началось трамвайное движение. Выполнить этот приказ было нелегко: «Люди работали исключительно самоотверженно. Бойцы по колено в воде очищали трамвайные пути, проводили спуск воды к Фонтанке, спускали воду по ул. Пестеля в водосточные колодцы. С работой справились, правда, трамваи пустили не в 6 часов утра, а в половине восьмого. Была проведена колоссальнейшая работа» [2].
***
В 1943г.: «Рано утром, когда ленинградцы спешили на работу, снаряды один за другим начали рваться на пересечении Литейного проспекта и улиц Жуковского, Чайковского, Петра Лаврова, Каляева, Воинова; улиц Маяковского и Некрасова; улицы Маяковского и Баскова, Саперного, Ковенского переулков. Дальше огненная строчка разрывов пролегла по улице Восстания, на пересечении ее с улицами Некрасова, Салтыкова-Щедрина и Красной Связи, Басковым и Саперным переулками.
Снаряды рвались в этот день также на перекрестках улиц Радищева и Некрасова, Салтыкова-Щедрина и Радищева, Радищева и Рылеева, Радищева и Потемкинской, Потемкинской и Салтыкова-Щедрина, Некрасова и Чехова, Дегтярной и 10-й Советской, Полтавской и 2-й Советской, Парадной и Салтыкова-Щедрина...» [1].
***
«Как потом рассказывал Юрий Георгиевич, он в качестве дежурного штаба местной противовоздушной обороны объезжал на велосипеде свой участок, и на улице Салтыкова-Щедрина его настиг сигнал воздушной тревоги. Он поднажал на педали, рассчитывая, что проскочит в свой подъезд, как вдруг что-то с визгом пронеслось мимо него, ахнул близкий взрыв... Очнулся он на тротуаре, с тупой болью в голове, липкая кровь заливала глаза» [3].
***
Антуан де Сент-Экзюпери писал:
«Война и ненависть ничего не прибавляют к радости общего стремительного движения.
Чего ради нам ненавидеть друг друга? Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы – команда одного корабля.
Хорошо, когда в споре между различными цивилизациями рождается нечто новое, более совершенное, но чудовищно, когда они пожирают друг друга» [4].
Пусть больше никогда не будет трещин в домах и в сердцах людей.
С Днём Победы!
По материалам:
1. Углов Федор Григорьевич. Сердце хирурга: http://www.uglov.tvereza.info
2. http://militera.lib.ru/h/leningrad/08.html
3. http://blokada.otrok.ru/text.php?s=dc&t=29
4. Антуан де Сент-Экзюпери. Планета людей: http://lib.ru/EKZUPERY/planeta.txt