07.03.2016 21:04, Марина Жукова
Ровесница-мода
#кирочная24 #домбака #воздушныегалереи #петербург #доходныедома #любимыйдом #модерн #мода #русскиесезоны #сергейдягилев #леонбакст
К празднику 8 марта мы хотим рассказать, во что одевались прекрасные жительницы Дома Бака в начале XX века.
Статус дома предполагал наличие самого взыскательного вкуса у его обитательниц. А значит, все современные веяния в стиле одежды были представлены на подиуме Воздушных Галерей.
В моде, как и в архитектуре, в начале XX века наибольшую популярность получил стиль модерн: прямые линии и углы уступили место более естественным, «природным» линиям, а в основе рисунков лежали орнаменты из растительного мира. Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполненные в одном ключе. Он прослеживается и в используемых тканях, и в силуэтах, и в пышности декора костюма.
Согласно идеалам того времени женщина должна была быть предметом обожания, существом идеальным, утонченным, напоминая бабочку, цветок, экзотическую птицу.
Модные тенденции 1905-1914 годов формировали:
• Парижские художники-модельеры (в 1905 году Жанна Пакен создала коллекцию с новым силуэтом-символом «прекрасной эпохи» – завышенной талией и прямой юбкой. В 1907 году Поль Пуаре выпустил коллекцию, названную «Платья 1811» или «Платья Директории». Платья «Неогрек» прочно вошли в моду),
• образы театральных актрис (Цецилия Сорель и «хромая юбка», которая определила особую семенящую походку прекрасных дам и стала причиной не одной травмы),
• киноиндустрия и звезды немого кино (Вера Холодная: волнистые волосы, выразительный, щедро подчеркнутый косметикой взгляд, первые изящные ботиночки на каблучках, боа из страусиных перьев и эффектные сумки, веера),
• мода на танго, пришедшая из Южной Америки, привела к созданию юбок «танго» с разрезом спереди и туфель «танго» со шнуровкой,
• выступления эмансипанток в Европе, 1913 год (простые и удобные повседневные вещи),
• развитие женского спорта (женщины позволили себе обнажить руки и ноги, крой одежды стал гораздо более свободным, в моду вошли рубахи и рубашки-платья).
Но наибольшее влияние на стиль одежды в Европе в предвоенные годы оказали выставка фовистов в 1905 году и «Русские сезоны» Сергея Дягилева в Париже. Выступления, восторженно принятые французской публикой, впечатляли не только балетом, но и удивительными декорациями и костюмами танцовщиков, над которыми работали художники Леон Бакст, Александр Бенуа и Николай Рерих.
Поль Пуаре как главный модельер десятилетия первым откликнулся на новое увлечение публики. Он создавал платья-халаты и расшитые туники, которые женщины носили с созданными им же длинными широкими брюками-шароварами. При работе Пуаре использовал эскизы Леона Бакста. Так в моду вошли отороченные мехом платья, пальто, меховые шапки и муфты.
И именно в нашем доме Леон Бакст в своей мастерской (кв. 6,32) создавал декорации и эскизы костюмов для Дягилевских сезонов, которые совершили революцию в мире моды.
Таким образом, Дом Бака был не только местом выгодной презентации женского костюма эпохи модерна, но и источником вдохновения для создания новых образов в Европейской моде.
По материалам:
«Женская мода начала ХХ века. 1908-1914. Закат «Прекрасной эпохи»» http://ester-wandrag.livejournal.com/5727.html
«Женская мода начала 20-го века (1900-1907 гг.)» http://www.liveinternet.ru/users/domovena/post208895959/
«Звезды немого кино и русская мода 1910-х годов» http://yurii.ru/ref6/referat61862.html