20.10.2020 02:03, Дом Бака
Ида Рубинштейн. Клеопатра.
"В 1909 году Сергей Дягилев готовил свой очередной “Русский сезон” в Париже. Ида Рубинштейн после первого же спектакля “Клеопатры” завоевала в Париже огромную популярность.
Лев Бакст придумал для нее эффектный выход: ее выносили на сцену в закрытом саркофаге и доставали, запеленатую в покрывала, как мумию. Затем “мумию” разворачивали, пока Клеопатра не представала во всем блесве – в голубом парике и великолепном египетском костюме.
Вот как описывал этот выход Жан Кокто:
“ Перед взором изумленных зрителей открылась настоящая ритуальная процессия. Музыканты играли на высоких овальных кифарах, извлекая из них тягучие аккорды, мягкие, как дыхание ползучих тварей, а неуклюже ступающие флейтисты, изо всех сил дуя в свои дудочки, производили резкие звуки, которые были столь прихотливы и изменчивы, что это превращалось в настоящее испытание для нервов. В процессии можно было различить фавнов с терракотовыми торсами, тонких юных дев с худыми руками и неподведенными глазами и множество персонажей, образующих экипаж царской галеры.
Наконец, шестеро крепких молодцов внесли на плечах что-то вроде сундука из черного дерева и золота, вокруг же суетился молодой негр, который расчищал место для сундука и подгонял носильщиков, то и дело прикасаясь к драгоценной ноше.
Сундук установили на середине храма, его створки раскрыли, после чего из него извлекли нечто вроде мумии или замотанного тюка, который был поставлен на полозья из черного дерева. Далее четверо рабов приступили к чему-то невероятному. Они размотали первую пелену красного цвета, украшенную изображениями цветов лотоса и серебристых крокодилов, затем вторую пелену зеленого цвета, на которой вся история египетских династий была представлена в виде золоченых филигранных картин, затем третью пелену оранжевого цвета, по которой были проведены полосы всех цветов радуги — и так далее, вплоть до двенадцатой пелены темно-синего цвета, под которой смутно угадывались очертания женщины. Каждая пелена разворачивалась своим особым образом: одну пришлось долго трясти; другую развернули примерно так, как мы чистим спелый орех; третья потребовала безразличия, с которым обрывают лепестки у розы; особенно непросто оказалось совлечь одиннадцатый покров, который отделялся от сундука, словно кора эвкалипта.
Из-под двенадцатой пелены темно-синего цвета появилась г-жа Рубинштейн, которая плавным движением сама сбросила свой покров.
Выпрямившись во весь рост, г-жа Ида Рубинштейн стояла, чуть подавшись вперед, что придавало ей сходство со сгорбившимся ибисом. На голове у нее был небольшой синий парик, лицо обрамляли две короткие золотые косы. Такой ее и увидела ошеломленная публика — с лицом, отмеченным бледностью, с приоткрытым ртом и выступающей ключицей; она была слишком прекрасна, точно восточная эссенция, обладающая чересчур сильным запахом.
Этот музыкальный фрагмент Римского-Корсакова и прежде нравился мне, однако благодаря г-же Рубинштейн он навсегда вошел в мое сердце, пронзив его, словно длинная булавка с синей головкой, на которую насаживают бабочек-пядениц.” “The Art Newspaper Russia” Жан Кокто.
“Клеопатра”
https://ebrejukultura.lv/2016/06/07/%D0%B6%D0%B0%D0%BD-%D0%BA%D0%BE%D0%BA%D1%82%D0%BE-%D0%BE-%D0%BB%D1%8C%D0%B2%D0%B5-%D0%B1%D0%B0%D0%BA%D1%81%D1%82%D0%B5-%D0%B8-%D0%B8%D0%B4%D0%B5-%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D1%88%D1%82%D0%B5%D0%B9/
#кирочная24 #домбака #Петербург #доходныедома #любимыйдом #галереяисторий #ИдаРубинштейн #Бакст #Клеопатра

Из журнала "The Sketch" 31.05.1911