14.07.2020 02:05, Галина Сухарева
Лидию Львовну, урожденную княжну Голицыну, выдали замуж совсем молоденькой, 18летней девушкой, за Павла Ивановича Шамшина, на 34 года ее старше. Брак этот закончился разводом, и в 1901 году она вышла замуж за (почти) ровесника, Георгия Оттоновича фон Рауха. Видимо, они давно были вместе и просто не успели оформить развод до рождения сына Георгия в 1895 году, поэтому потом пришлось оформлять усыновление, но я почти уверена, что 65-летний Шамшин не имел к ее сыну никакого отношения.
О жизни Лидии Львовны до революции почти ничего неизвестно. Считалась светской красавицей, занималась благотворительностью - помощница попечительницы школы Императорского женского патриотического общества в Петрограде. В Дневниках мужа упоминается, что подолгу находилась в Италии — лечила там головные боли. Наверное, они только усилились после революции. То, что ей пришлось пережить, довольно подробно описывает в воспоминаниях ее муж.
Когда первый раз арестовали и мужа, и сына, она нашла француженку- содержанку Урицкого, надеясь добиться освобождения с ее помощью. Та, правда, честно призналась, что влияния на Урицкого не имеет никакого и, скорее, повредит своим вмешательством. Но очень гордилась «вниманием такого великого человека». Пришлось Лидии Львовне и звонить в Москву Раскольникову, и ходить на личные приемы к Урицкому (Г.О. Раух называет их "безумными мечтателями" в воспоминаниях). Тот обращался к ней как-то по-лакейски: «мадам-с». Узнав, что фон Рауха удалось вывезти из Петрограда через немецкую комиссию по военнопленным, а не под конвоем ЧК, как он предлагал, Урицкий сказал; «Я-то, мадам-с, понимаю. Вам, конечно, было известно, что неугодные нам генералы иногда до своей цели путешествия не доезжают. Что же, бывает-с». Видимо, мужа планировалось убить «при попытке к бегству». Раух приводит такой трагикомический эпизод: Лидия Львовна хотела получить назад золотые часы мужа с массивной цепочкой. Сами часы Урицкий соглашался отдать, а вот цепочка по весу была больше разрешенного на вывоз золота. Был момент, когда Лидия Львовна тянула цепочку с одной стороны, а председатель Петроградской ЧК - с другой. И Урицкий таки перетянул чужую цепочку от часов!
Скоро новости о том, что муж занял видное положение в правительстве гетмана Скоропадского дошли до Петрограда и началась охота на его жену. В воспоминаниях фон Рауха сквозит удивление по этому поводу — мораль XIX века не вписывалась в век XX?
Единственная известная фотография Лидии Львовны сохранилась именно благодаря ее попытке легально уехать из Петрограда в сентябре 1918го — причиной отъезда указано «худосочие на почте систематического недоедания».
Оставаться на квартире стало небезопасно, и Лидия Львовна с дочерью арендовала флигель при госпитале, надеясь там спастись от ареста. Пришлось бросить свою коллекцию "голландцев" - Denner, Lucas Cranach, Simon de Vlieger (где-то они сейчас?), фарфор, мебель, книги. Уехали вовремя. Кухарка еще собирала оставшиеся вещи на старой квартире, когда туда пришли арестовывать хозяев. За неимением их - арестовали кухарку. Сидя в Крестах, той довелось поговорить с Великим Князем Николаем Михайловичем, он передал им через нее последний привет. После освобождения, преданная кухарка нашла их в Одессе.
Последним приютом в ставшем враждебным и опасном Петрограде стало австрийское посольство (особняк Бутурлиной на Сергиевской).
Лидия Львовна боялась выйти на улицу, ходила прогуляться со своей гувернанткой только 15летняя дочь Мария. Помогла дружба с женой датского посла — он организовал для Лидии Львовны паспорт на имя Паулины Герстен и в светлом парике, с 5 чемоданами вещей, Лидия Львовна с дочкой поехала на запад. Поезд остановился в Орше из-за новостей о революции в Австро-Венгрии, всех пассажиров стали сгонять в лагерь под Смоленском. Им удалось бежать с поезда, на простой телеге доехать до границы — там их ограбил извозчик, отнял все вещи. Потом они наткнулись на немецкие посты и их отправили в какой-то барак. Тут-то их нашел, наконец, сын Георгий и они вместе поехали в Минск.
Лилия Львовна умрет в 1933 году в Константинополе.
Ее дочь Мария —копия мать, видно даже на плохой фотографии — выйдет замуж сперва за чиновника анлийского МИДа в Константинополе, а после его смерти (он, тоже, как и первый муж матери, был намного старше жены) за своего ровесника, видного английского дипломата и станет Lady Roberts — родители бы одобрили.
#кирочная24 #домбака #воздушныегалереи #доходныедома #любимыйдом #галереяисторий #жителидома #Раух #Голицины

Лидия Львовна фон Раух (1864 Турин -1933 Константинополь)
ЦГА СПб. Фонд Р-142. Опись 11. Дело 2071

Sir Norman (1893-1972) и Lady Maria Roberts (7 августа 1904-1971). Фотография с сайта ancestry.co.uk