21.12.2019 00:05, Серожа Коломенский
Рекомендательное письмо к Баксту мне дал г-н Сэв, тот, что вечно с улыбочкой приговаривал: "Рисунок, прежде всего рисунок, запомните".
Призвав все свое мужество, я взял работы – школьные и написанные дома, – и понес к Баксту на Сергиевскую улицу.
– Хозяин еще спит, – сказала неприступная служанка Бакста.
"Половина второго дня, а он еще в постели – ничего себе", – подумал я.
В доме тишина. Ни детских голосов, ни намека на присутствие женщины. На стенах изображения греческих богов, алтарный покров из синагоги – черный, бархатный, расшитый серебром. Все необычно. И, как когда-то я бормотал себе под нос в приемной у Пэна: "Меня зовут Марк, у меня слабый желудок и совсем нет денег, но, говорят, у меня есть талант", – так теперь шевелю губами в передней Бакста.
Он еще спит, но скоро выйдет. У меня есть время подумать, что я ему скажу.
Наверно, скажу так: "Мой отец рабочий в лавке, а у вас тут так чисто..."
Никогда еще ожидание не было столь тягостным.
Вот наконец и хозяин. По сей день не забыл я жалостливо-приветливую улыбку, с
которой он меня принял.
Казалось, он только по недоразумению вырядился по-европейски. Типичный еврей. Рыжие колечки волос курчавятся над ушами. Точь-в-точь кто-нибудь из моих дядей или братьев.
Может, он родился неподалеку от моего местечка, был таким же, как я, румяным мальчишкой, может, даже заикался, как я.
Поступить в школу Бакста, постоянно видеть его – в этом было что-то волнующее и невероятное.
Бакст. Европа. Париж.
Уж он-то меня поймет, поймет, почему я заикаюсь, почему я бледный и грустный
и даже почему пишу в фиолетовых тонах.
Бакст стоял передо мной, приоткрыв в улыбке ряд блестящих, розовато-золотистых зубов.
– Чем могу быть полезен?
Манера растягивать отдельные слова еще добавляла ему европейского лоску.
У меня кружилась голова перед его славой, приобретенной после сезона "Русского балета" за границей.
– Покажите ваши работы, – сказал он.
Мои... ах, да... Робеть и отступать поздно. Первый, давнишний визит к Пэну был важен, скорее, для моей мамы, нынешний же, к Баксту, человеку, чье мнение я признавал решающим, имел огромное значение для меня самого.
Я желал только одного: убедиться, что не ошибаюсь.
Углядит ли он во мне талант: да или нет?
Просматривая работы, которые я разложил на полу и по одной подавал ему, он тянул в своей барской манере:
– Да-а, да-а, талант есть, но вас испо-ортили, испо-ортили, вы на ложном пути...
Довольно с меня и этого! Сказать такое обо мне? О стипендиате в школе Общества поощрения художеств, которому сам директор расточал благосклонные улыбки, чью технику (будь она неладна!) ставили в пример. Но не я ли постоянно сомневался в себе, не находя смысла в своих упражнениях?
Бакст произнес спасительные слова: испорчен, но не окончательно.
Скажи это кто-нибудь другой, я бы и внимания не обратил. Но авторитет Бакста слишком велик, чтобы пренебречь его мнением. Я слушал стоя, трепетно ловя каждое слово, и неловко сворачивал листы бумаги и холсты.
Эта встреча никогда не изгладится из моей памяти.
Не скрою: в его искусстве было что-то чуждое мне.
Возможно, дело не в нем самом, а во всем художественном течении "Мир искусства", к которому он принадлежал и в котором царили стилизация, эстетизм, светскость и манерность; для художников этого круга революционеры современного искусства – Сезанн, Мане, Моне, Матисс и другие – были всего лишь изобретателями преходящей моды.
Не так ли когда-то знаменитый критик Стасов, ослепленный собственными, модными в его время идеями об особой миссии России, сбил с пути немало художников? Для меня, не имевшего ни малейшего представления о том, что такое Париж, школа Бакста олицетворяла Европу.
Одни более, другие менее одаренные, ученики Бакста хотя бы видели дорогу, по которой идут. Я же все больше убеждался, что мне надо забыть все, чему меня учили раньше.
Так в автобиографическом романе “Моя жизнь” Марк Шагал описал свою первую встречу с Леоном Бакстом в его квартире на Кирочной, 24. (Шагал путает параллельные Кирочную и Сергиевскую улицы.) Сейчас в бывшей мансарде Бакста расположилась мастерская керамиста, скульптора и графика Михаила Капустина, у которого тринадцатого декабря гостила съёмочная группа голландского актёра Йеруна Краббе. Являясь также и художником, ещё и выросшим в семье отца-художника и деда-художника, Йерун уже несколько лет делает цикл передач про гениев от живописи. Были Ван Гог, Пикассо и Гоген. Теперь же “Краббе в поисках Шагала”.
А в конце съёмок приятные голландские ребята угостили нас настоящим амстердамским сыром. А восьмисерийный фильм выйдет на голландском телевидении в марте 2020 года. Будем ждать.
Фотографии: Сергей Пронин
#кирочная24 #домбака #воздушныегалереи #любимыйдом #модерн #галереяисторий #мастерская #бакст #мирискусства #КраббевпоискахШагала #запискиконсьержа

Марк Шагал с первой женой Беллой Розенфельд

Леон Бакст в своей квартире. Этот стол, кстати, сохранился, и его можно увидеть на первой фотографии, справа.