04.11.2023 06:07, Галина Сухарева
Давно перестала собирать историю жителей дома Бака.
Но вот, недавно, история сама меня нашла, совершенно неожиданно.
Была в одном университетском архиве — там хранится фотоальбом дочери посла Соединенного Королевства при Российском Дворе в 1010-1918 гг Мэриэл Бьюкенен. Среди любительских фотографий Петербурга той поры, вдруг, вижу знакомое лицо: живший в квартире 20А дома Бака Андрей Владимирович Вонлярлярский собственной персоной. За рулем (кажется) Blitzen Benz - это немецкая гоночная машина, которую выпускал с 1909 года Benz & Cie в Маннергейме, их модель 1910 года побила мировой рекорд скорости.
Больше отдельных фотографий мужчин в альбоме нет.
Какое поле для фантазии?!
Понять мисс Бьюкенен можно. Приятель старшего брата Николай Брешко-Брешковский (да, сын той самой «бабушки русской революции») упоминает удивительную, породистую красоту «Андрюши Вонлярлярского». Знакомство с семейством английского посла могло быть полезно для карьерных планов Андрея. Старший брат Дмитрий служил в МИДе, был участником Гаагской Конференции 1907 года, причем заслужил там прозвище "Beau Brummel of the Conference" своими элегантными галстуками и жилетами. По его стопам собирался идти и Андрей. После того, как его отправили в отпуск на три месяца после перенесенного брюшного тифа в 1917, он просил о назначении в МИД- там как раз искали разбирающихся в авиации офицеров, со знанием английского, для поездки в США. Новые виды военной техники — авиация, танки, Андрея очень интересовали. Он даже пытался сам изобретать какую-то бронемашину, кажется, без особого успеха. Писал, что не считает возможным сидеть без дела в тяжелое для Родины время. Все эти планы разрушила революция.
В эмиграции он оказался в Англии. Удачно женился — Дорис Мод была не красавица (но и не урод), что гораздо более актуально — богата, мужа обожала, живо интересовалась славным прошлым его рода — причем расспрашивала об этом и брата Дмитрия, жившего в Париже. Сохранился его полный изящной самоиронии ответ, где он рассказывает про их богатые имения, а в конце мудро советует не ворошить прошлое. Андрей было пытался заниматься бизнесом, в тч авиационным, дружил со знаменитым полярным исследователем Hubert Wilkins, вместе с ним летали над Кентом. Но все его бизнес начинания заканчивались неудачно, а долги оплачивала Дорис. Ее родня надолго невзлюбила Андрея — наследство он им, наверное, хорошо уменьшил.
Благодаря жене, и страсть к машинам не пришлось бросать в эмиграции. Например, в 1933 году, рассекал со скоростью 30 миль в час (примерно 49 км) на Крайслере в 24 лошадиные силы в окрестностях Оксфорда. Столкнулся с грузовиком в утреннем тумане, дело разбирали в суде. В газетной заметке об том заседании писали, что он имел английские, французские и международные права, ни одной аварии, невероятные, для того времени, 26 лет стажа вождения и проехал 11 000 миль (18 тыс км) за последние пять месяцев. А через два года, новое упоминание в газете: оштрафован на 1 фунт за превышение скорости.
Какой же русский не любит быстрой езды?
#галереяисторий #жителидомабака #домбака #вонлярлярский #спортивныемашины #историяавтоспорта #первыеавтомобили