05.03.2022 03:07, Галина Сухарева
У Льва Бакста был прекрасный вкус и по части собственного жилья.Ведь он выбрал дом Бака в Петербурге😊И если его уютная и скромная квартира номер 6 была ему тогда не по карману (сохранилось отчаянное письмо бывшей жене, в котором он пишет, что платить за квратиру совершенно нечем, и не выселили его только благодаря любезности Бака). А вот в Париже он устраивался уже будучи знаменитым и востребованным художником, это сразу заметно на замечательных фотографиях Петра Ивановича Шумова (кстати, земляк Бакста, тоже, родом из Гродно).Видимо, не любил тихие улицы. Бульвар Мальзерб (Boulevard Malesherbes, 112) в те годы был оживленным, как и сейчас. Дом небольшой, наверное, уютный, сейчас там юридическая контора.Валериан Светлов: «Мне часто приходилось бывать в его парижской мастерской на бульваре Мальзерб (№ 112), и когда я попадал в нее, noсле посещения мастерской одного выдающагося русскаго художника, в которой царил не вообразимый хаос с грудами красок, наваленных на письменном столе, с окурками папирос, загашенных на чайном блюдечке, с невычищенной палитрой и невымытыми кистями, то я всегда приходил в восторг от строгаго порядка бакстовской мастерской. Она и не походила на мастерскую, а скорее на богато и со вкусом обставленную квартиру рантье. И когда я выражал Баксту свое восхищене его образцовым порядком, он говорилъ мне: — Тут нет ничего удивительнаго: безпорядок мешает работе. Когда все в порядке, то и мысли в порядке и работа спорится. А вы сами знаете, в театральном деле необходима быстрота и срочность. В обширной и светлой гостиной, служив шей мастерской, стояла изящная мебель, письменный стол, на котором в симметрическом порядке лежали книжки в сафьяновых переплетах с золотыми обрезами, куда Бакст заносил с педантичной аккуратностью все заказы, все приглашныя, и другие альбомы — побольше, куда он вклеивал все многочисленные о нем отзывы из газет и журналов. Кстати, куда девались эти альбомы-материалы, столь важные и необходимые для работ о Баксте!?.Бакст не любил, чтобы кто-нибудь присутствовал при его работе. Он запирался на все ключи, когда принимался за работу, и в эти периоды невозможно было никому попасть к нему в дом. Редко делал он исключения».P.S. Валериан Светлов напрасно волновался об архиве Бакста — он сейчас в Третьяковской галерее. Сотрудники проводят огромную работу по разбору и систематизации, а мы нетерпеливо ждем новых интересных публикаций, таких, как статья «Бакст как дизайнер» Елены Теркель:«Сохранилось детальное описание ателье с указанием расстановки всех безделушек, столиков и т.п. Из этого рукописного чернового наброска Бакста видно, как изменились за шесть лет его вкусы. Здесь уже не бело-розовая гамма, а изобилие восточного колорита: безумное количество китайских и персидских вещиц, ковры. Достаточно привести описание одного столика: «Стол передней. Большой бронзовый Будда посередине; по бокам: большой бронзовый мандарин, бронз[овый] подсвечник с фигурой; фарфоровый старый мандар[ин], бронзовый индийский бог идущий; фарфоровая рыба: ваза из молочного камня; иерусалимский кипарис; фигуры 2 фарфоровых собак; персидская ваза с 3 бусинами; золотая рюмочка, сломанная персидская вазочка; гранатовая жардиньерка; 2 фарфоровых красных флакончика; кружок из молочного камня; персидская ваза». Бакст и в дальнейшем уделял много внимания дизайну своего дома на бульваре Мальзерб. Некоторые усовершенствования пришлось внести, когда у художника из-за его болезни временно поселилась сестра София с детьми, что потребовало экономии. Бакст придумал использовать для освещения части помещений настольные лампы с абажурами, которые подробно описал в 1920 году в письме сестре: «Надо устроить две лампы на высоких подставках, чтобы уместился широкий проволочный каркас, на который дети сделают (и распишут чуть-чуть) огромные белые (из бумаги) абажуры, этой формы [рисунок] — это с сильными лампами даст отличный веселый свет»Леонид Мясин вспоминал, что хозяйством заправляла пожилая француженка Луиза. По-матерински ухаживала за Бакстом, вкусно готовила и тщательно сметала пыль с его коллекции разных статуеток и фигур."Discretions & Indiscretions", Lady Duff Gordon знаменитый модельер:Большинству из нас хочется отдохнуть от того, над чем работаем днями.В этом отношении Леон Бакст был похож на меня. Пока весь Париж говорил о декорациях, которые он спроектировал для Русского балета, которые критики и публика приняли на ура, он жил в квартире на бульваре Мальшерб, обставленной с предельной простотой. Человек, чье смешение цветов на сцене было так дерзко, что перехватило дыхание, устроил свое жилье в сдержанных серых тонах".#домбака #галереиисторий #кирочная24 #русскаякультура #серебряныйвек #бакст #жителидома.
Boulevard Malesherbes, 112
Boulevard Malesherbes, Paris, 1922
Boulevard Malesherbes, 112
Boulevard Malesherbes, Paris, 1922