18.12.2021 03:12, Галина Сухарева
В 1934-35 гг в Ленинграде шли масштабные работы по замене булыжных мостовых на асфальтовое покрытие.
То, как это проходило на нашей любимой Кирочной, подробно задокументировано неизвестным фотографом, в ЦГАКФФД хранится целая серия фотографий разных участков работ, сделанных в разное время.
Мне удалось получить две фотографии без водяных знаков на которых виден наш дом (эх, если б фотограф хоть чуть-чуть вперед прошел).
Интересны тут бытовые детали. Красивые родные двери магазинов в соседнем 26м доме. Девочка, обернувшаяся на фотографа, которую мама в белой шали ведет домой (детям всегда интересней задержаться на улице). Трамвай номер 16 курсирующий с Охты до завода "Электросила". У нашей второй парадной еще нет электрического щитка, уродующего вид, ступенька при входе не ушла пока под асфальт. Еще не построили 20й дом, но цел дом на Литейном, где сейчас сад дружбы. А какие широкие были тротуары? Не сравнить с тем, что от них осталось сейчас.
В целом не изменилась общая преспектива Кирочной с башней Дома офицеров вдали — и сейчас вид точно такой.
В статье Аркадия Ивановича Бажанова, бывшего главного инженера треста «Лендорстрой», «История Дорожного строительства в Санкт-Петербурге-Ленинграде» https://dormost.spb.ru/media/photo/content/arch_nav/pn-34.pdf читаем о технической стороне работ: «Довольно сложным был весь процесс — от изготовления асфальтобетонной смеси до устройства из нее покрытия. Начинать приходилось буквально «с нуля». На асфальтобетонных базах только начали осваивать импортное оборудование, впервые производили подбор материалов и составление рецептов на асфальтобетонную смесь. Кроме того, заполнитель (минеральный порошок), затаренный в мешки, вначале ввозили из Америки. На линии тоже многое нужно было изменить в технологии устройства как оснований, так и покрытий. Например, основание под асфальтобетонное покрытие должно быть особенно прочным, плотным и ровным. Огромное значение при устройстве покрытий такого типа имеет непрерывный контроль за уплотнением смеси, выравниванием поверхности, обеспечением плотного сопряжения покрытия с крышками колодцев подземных сооружений и трамвайными путями. Неряшливость при выполнении работ ведет практически к трудноисправимым дефектам. И все же, несмотря на очевидную сложность технологии изготовления асфальтобетонной смеси и устройства из нее покрытий, этот вид усовершенствованных покрытий не имел конкурентов».
#домбака #кирочная24 #галереияисторий #старыефотографии #цгакффд #кирочнаяулица #дорожноепокрытие #булыжник #архивыпетербурга

Источник: ЦГАКФФД Гр43926

Источник: ЦГАКФФД Гр33991